Лучшие кукольники мира - «В гостях у Арлекина»!

С 2009 года в Омске проводится международный фестиваль театров кукол «В гостях у Арлекина». Каждые два года Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» приглашает театры с востока и запада, с севера и юга, чтобы представить все многообразие мастерства кукольников, познакомить с совершенно разными, но удивительными и обаятельными куклами со всего мира. Каждая из них отражает культуру и традиции целого региона, позволяет заглянуть в душу народа. Имидж и бренд целых регионов можно передать всего одной куклой, а постановкой навсегда влюбить зрителя в театр.

Позади уже шесть фестивалей. Может быть мало в сравнении с тем обилием международных фестивалей театров кукол, которые ежегодно проводятся по всему миру, собирая на своих площадках десятки, а-то и сотни участников. Но есть одна специфика у омского конкурса! Он собирает здесь, в центре России, лучших кукольников из Европы и Азии, Ближнего Востока и обоих Америк, стран СНГ и различных российских регионов. И вот этим: отсутствием границ, соприкосновением культур и подходов к пониманию искусства кукольного театра, плодотворным общением между артистами, — международный фестиваль театров кукол «В гостях у Арлекина» отличается от всех прочих. Он создает омский бренд как уникальной творческой площадки и удивительной публики, которая готова приветствовать настоящее искусство из любой точки земного шара.

Пора познакомиться с хозяином фестиваля!

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин».

Кукольный театр в Омске основан в 1936 году. Он является одним из старейших театров кукол России. Первая труппа состояла всего из шести человек: Зикунова О.И., Литинский Б., Молоктина А.А., Откачунус П, Сонина А, Шейна А.И. Первыми руководителями театра были Кузьменко Н. И Аша-Парфеньев Е.Д.

 

Евгений Дмитриевич Аша-Парфеньев стал первым режиссером, поставившим для омского зрителя кукольную постановку. Для спектакля «Каштанка» по произведению А.П.Чехова куклы прислали из Московского театра кукол С.В.Образцова. С этого началась славная история кукольного театра в Омске.

 

Пройдет четверть века и усилиями Варжало Анастасии Трифоновны (в девичестве — Кулишева) и Варжало Тадеуша Мечиславовича будет сформирована омская школа кукловождения, отличающаяся высоким уровнем владения «русской тростевой» куклой.

 

Ученики Анастасии Трифоновны, научившиеся «оживлять» куклы, пошли вместе с ними сквозь время к успехам на региональных, всероссийских, всесоюзных и международных фестивалях.

Неудивительно, что в сильном творческом коллективе, стремящимся к развитию и глубокому постижению тайн кукольного театрального искусства, родилась идея глобального фестиваля лучших кукольников мира. Как только у омичей появился дом, в который было не стыдно пригласить гостей, и возможности для проведения международного фестиваля, кукольный театр Омска собрал друзей в Прииртышье.

Кукольный театр Омска собирает друзей

Со всех четырех сторон света съезжаются гости в сибирский город, чтобы представить свои спектакли на суд международного жюри, коллег-кукольников и омской публике. Уже шесть фестивалей складывается имидж и бренд региона, где для кукольного искусства нет географических, возрастных и языковых границ. Разные языки, разные куклы, разные школы кукловождения, разные подходы к пониманию театра и уникальный взгляд на мир каждого коллектива складывается в уникальный омский бренд, которым за такое короткое время стал международный фестиваль театров кукол «В гостях у Арлекина».

 

За шесть фестивалей и 11 лет на омской сцене выступили 78 кукольных театров из 27 стран мира. Давайте познакомимся с ними поближе.

 

По четыре кукольных театра из Ирана, Польши, Болгарии приезжали в Омске за годы фестиваля. Пожалуй, не каждый поляк, болгарин, иранец имел возможность посмотреть лучшие спектакли этих своих коллективов, а в Омске это было доступно любому, было бы желание.

Республика Польша участвовала во втором, пятом и шестом фестивалях и каждый раз увозила с собой целую россыпь номинаций, дипломов и наград. Причем совсем не важно, из какого города приезжали актеры и их куклы. Варшава, Познань, Белосток, Ломжа — от уровня польских кукольников просто захватывает дух.

 

Возвращение к оперным традициям и новации, лучшая актерская работа и лучшие мужские роли, музыка и просто лучший спектакль фестиваля — все это польский кукольный театр. Детский спектакль «Трубочист» Театр куклы и актера (г. Ломжа), моноспектакль для молодежи «Пробуждение» от Натальи Сакович из г. Белостока, задорный «Червонный каптурек» (это же Красная шапочка) от Театра кукол «Гулливер» (г. Варшава) для взрослых и «Последняя ночь Мольера» Театра анимации (г. Познань). Кому довелось побывать на этих спектаклях точно знают на будущее, что «на поляков билеты надо брать».

 

Польский театр кукол начал активно развиваться только в первой половине ХХ века, но уже после Второй мировой войны внес серьезный вклад в мировой кукольный театр. Да и по сей день лучшие кукольники Польши желанные гости для зрителей в любой стране и серьезные соперники для своих коллег на любом конкурсе.

Исламская Республика Иран была представлена своими театральными коллективами на пяти фестивалях. Дважды в Омск приезжала труппа «Ария» (1 и 5 фестиваль), по одному разу знакомили зрителей с мудростью Ближнего Востока кукольники театральной группы из Тегерана, театра «Тень», театрального объединения «Дон Кихот». Неизменно глубокие спектакли, торжество истинных ценностей и вопросы, которые заставляют взрослых задуматься о мире, в котором мы живем, - их очень хорошо понимаешь сердцем и часто совсем не нужны слова. Для многих тегеранских артистов знакомство с Россией начинается в нашем городе, и уезжают они отсюда в хорошем настроении. Три раза увозили иранские кукольники награды омского фестиваля.

Республика Болгария тоже с удовольствием приезжает в гости к Арлекину в Сибирь и традиционно привозит с собой спектакли для юных зрителей. Здесь и созданный сразу после Второй мировой войны в 1946 году Государственный театр кукол из Пловдива, и Сливенский государственный театр кукол, театр «Весел» из Велико-Тырново и Невиданный театр из Софии. Болгары создают песочные анимации, учат русский язык, чтобы выступить в Омске, а незрячие артисты (вот парадокс!) играют светом и тенью, говоря на универсальном театральном языке.

Французская Республика — четыре фестиваля, театр «XZART» (коммуна Нуазьель), театр «Тарабат» (коммуна Биник), творческий центр развития кукольного искусства «Одрадек» и театр "Пупелла-Ногес" (коммуна Кен-Фонсгрив) и люди, которые за ними стоят.

 

Режиссер Мишель Розенман, вот уже 30 лет развивающий театр «XZART» в пригороде Парижа. Он преимущественно работает с современным материалом, называет свой коллектив театром XXI века и готов говорить с детьми и взрослыми на самые острые социальные темы.

 

Филипп Сомон, продолживший династию кукольников, и создавший в 1998 году театр «Тарабат». Его дед выступал с марионетками на полуострове Бретань с 1933 по 1955 годы. И внук продолжает развивать искусство понятное всем, делая доступным традиционную, славную 500-летнюю историю европейского кукольного театра.

 

И Полина Борисова, создавшая моноспектакль без слов в творческом центре развития кукольного искусства «Одрадек» и театре «Пупелла-Ногес», ставший триумфатором шестого фестиваля «В гостях у Арлекина». Внучка основателей омской школы кукловождения Анастасии и Тадеуша Варжало, впитавшая русскую школу кукольников в Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства и уже более 10 лет открывающая для себя французское понимание мастерства кукольника.

Китайская Народная Республика постоянный участник омского фестиваля театров кукол. Еще ни один театральный форум кукольников не прошел без их искусства. Институт культуры Минг Ри, Тайбэйский театр кукол приезжали по одному разу. А Шанхайский театр кукол в 2019 году выступал перед омскими зрителями уже в пятый раз. Сибиряки принимают их как старых знакомых, а китайские мастера кукольного искусства считают «В гостях у Арлекина» главным фестивалем для своего театра в России.

Республика Беларусь традиционно представлена на фестивалях сильными спектаклями. Три театра, три города Минск, Брест, Гродно, три раза в гостях у Арлекина в Омске и фееричный 2015 год для белорусов. Впервые вручено два гран-при! И оба белорусам: Гродненскому областному театру кукол и Белорусскому государственному театру кукол. А на первом конкурсе в Омске блистали творцы из Брестского театра кукол, они увезли с собой премии за кукол, сценографию, пластические решения и мастерство работы с куклой.

Королевство Испания привозит в Омск спектакли для самых маленьких. Артисты королевства были на четырех фестивалях театров кукол. Возможно, кто-то из маленьких омичей трех, четырех, пяти, шести лет впервые познакомился с миром театра на постановках испанцев. Театр «Тили Тиль» (г. Мадрид), театр «Гвоздика» (г. Мурсия), Театр рисующего человека (г. Кастельон-де-ла Плана) сделали все, чтобы это первая встреча переросла в любовь к театральному искусству на всю жизнь.

Республика Словения очень оригинально приглашает детей в мир театра. Как это делать хорошо знают в Люблянском кукольном театре (г. Любляна) — такой специальный приз жюри был вручен коллективу на пятом фестивале кукольных театров в Омске. А на первый наш фестиваль с совместной постановкой по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» в гости к Арлекину приехал Национальный театр Словении (г. Марибор) и Мини театр (г. Любляна).

По два театра из следующих государств отчетливо представляли имидж и бренд своих регионов. Полюбуйтесь их родными городами и нашими фестивалями, в которых они приняли участие.

Финляндская Республика:

Театр «Мукамас» (г. Тампере) — 2, 3, 5, 6.

Театр «Аксели Клонк» (г. Оулу) — 4.

Государство Израиль:

Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера (г. Тель-Авив) - 1, 2, 4, 5.

Театр «Ха-карон» (г. Иерусалим) - 4.

Канада:

Театр «Панадрим» (г. Монреаль) — 2.

«Самый ужасный театр» (г. Монреаль) — 3.

Япония:

Дуэт с куклой в стиле буто представила Мияко Куротани (г. Токио) — 3.

Театр кукол «Пополо» (г. Токио) — 5, 6.

Эстонская Республика:

Эстонский государственный кукольный и молодежный театр (г. Таллин) — 1.

Театр «Туулевески» (г. Йыхви) — 2.

Республика Сербия:

Театр молодых (г. Нови-Сад) — 2.

Суботицкий детский театр (г. Суботица) — 6.

Итальянская Республика:

Театральный центр ассоциации актеров Корниани (коммуна Куинджентоле) — 3.

Театральная ассоциация «Пульчинелла-ди-маре» (коммуна Кателламаре-ди-Стабия) — 4.

Республика Казахстан:

Мангистауский областной театр кукол (г. Актау) — 5.

Алматинский государственный театр кукол (г. Алматы) — 6.

По одному театральному коллективу из Бразилии, Армении, Боснии и Герцоговины дважды приезжали в Омск, чтобы бороться за благосклонность международного жюри и еще раз поделиться со зрителями своим вдохновением. Только на один фестиваль в Омск попали театры Германии, Мексики, Швеции, Англии, Чехии, Украины, Индии. Что и говорить, конкуренция до начала фестиваля, на этапе приема заявок, пожалуй, не меньшая, чем на самих конкурсных показах в Омске.

 

И это мы только в двух словах упомянули о лучших кукольниках из-за рубежа, а ведь сколько еще наших русских театров побывали в гостях у Арлекина за 6 фестивалей.

Екатеринбургский театр кукол (г. Екатеринбург).

Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» (г. Улан-Удэ).

Оренбургский областной государственный театр кукол (г. Оренбург).

Краснодарский краевой театр кукол (г. Краснодар).

Ульяновский областной театр кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой (г. Ульяновск).

Костромской областной театр кукол (г. Кострома).

Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (г. Барнаул).

Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» (г. Иркутск).

Государственный театр кукол Удмуртской Республики (г. Ижевск).

Пензенский областной театр «Кукольный дом» (Пенза).

Воронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (Воронеж).

Театр юного зрителя «Саби» (Владикавказ).

Рязанский государственный областной театр кукол (Рязань).

Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана (г. Томск).

Творческое объединение "КультПроект" (г. Москва).

Маленький театр кукол (г. Балашиха).

Тульский государственный театр кукол (г. Тула).

Московский театр кукол «Тут и Там» (г. Мытищи).

Братский театр кукол «Тирлямы» (г. Братск).

Театр «Наив» (г. Ярославль).

Московский театр кукол (г. Москва).

Тюменский театр кукол (г. Тюмень).

Московский детский театр теней (г. Москва).

Театр "Крафи" (г. Санкт-Петербург).

И, конечно, хозяин фестиваля — Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»!

 

Фестиваль театров кукол « В гостях у Арлекина» - омский бренд

Омский форум кукольников входит в десятку крупнейших международных фестивалей мира. Он стал неотъемлемой частью имиджа и бренда региона с сильными театральными традициями и необыкновенной публикой. Мастера, виртуозно владеющие кукольным искусством, приезжают в наш город со всех концов света. Главное они говорят со сцены и это не передать словами, нужно просто увидеть спектакль своими глазами. Но кое-что артисты говорят в интервью.

«...я нахожусь под большим впечатлением от вашего театрального комплекса «Арлекин». По качеству архитектуры и наполнения здания, условий для зрителей и коллектива - это лучшее, что я когда-либо видел».

/ Жак Трюдо, Канада, генеральный секретарь UNIMA, Международного Союза деятелей театра кукол. 2009 год /

«Большинство работ, привезенных на форум, премьерные для России. Впервые в нашей стране выступит французский театр XZART, канадский "Панадрим", а также сербский "Театр молодых».

/ Станислав Дубков, Россия, директор Омского кукольного театра «Арлекин», 2011 год /

«У нас в Италии карнавальные шествия до сих пор остаются сильной традицией. Там, где живу я, все это празднуется особенно активно. Так что увидеть подобное в России для меня вдвойне приятно, как и неожиданно жаркую погоду. Никогда бы не подумал такого про Сибирь».

/ Гаспаре Назуто, Италия,

театральная ассоциация «Пульчинелла-ди-маре». 2015 год /

«Омский фестиваль фантастический по атмосфере. Я должен признаться, что в такой кукольной стране, как Чехия, не осталось фестивалей, которые могли бы объединить профессионалов на целую неделю. Мне очень хочется возродить эту атмосферу творческого общения у себя на родине».

/ Станислав Дубрава, Чехия, член жюри. 2013 год /

«На прошлом фестивале я успел оценить, какой замечательный в Омске зритель. Думаю, наша работа ему понравится».

/ Рубен Бабаян, Армения, директор Ереванского театра Ереванский государственный театр кукол имени Ованеса Туманяна. 2015 год /

«В России для нас главный фестиваль — это омский фестиваль».

/ Сяоцюн Хэ, Китай, директор Шанхайского театра кукол. 2017 год /

«В 2017 году я впервые попал «В гости к Арлекину», и это очень сильно повлияло на мою карьеру. После того как я вернулся с наградой, бразильское правительство стало оказывать поддержку моему театру».

/ Родриго Андраде, Бразилия, театр «O que de que». 2019 год /

На каждом фестивале перед международным жюри, которое собирается в кукольном театре Омска, стоит нелегкая задача по определению победителей. И самое сложное решение, которое нужно принять к окончанию фестиваля театров кукол «В гостях у Арлекина», - кто увезет домой главный приз?

 

Если будучи на отдыхе или в командировке в другом городе, другой стране, вы увидите на афише какой-то из этих спектаклей, то можете смело идти на представление. Ведь это точно одна из лучших в мире постановок кукольных театров!

Обладатели Гран-при I-VI международных фестивалей кукольных театров «В гостях у Арлекина»:

 

Екатеринбургский театр кукол (г. Екатеринбург, Россия). Спектакль «Иллюзион».

 

Театр «Мукамас» (г. Тампере, Финляндия). Спектакль «Смешные люди».

 

Воронежский государственный театр кукол «Шут» имени В.А. Вольховского (г. Воронеж, Россия). Спектакль «Шинель».

 

Гродненский областной театр кукол (г. Гродно, Беларусь). Спектакль «Пиковая дама».

 

Белорусский государственный театр кукол (г. Минск, Беларусь). Спектакль «Почему стареют люди?..».

 

Театр анимации (г. Познань, Польша). Спектакль «Последняя ночь Мольера».

 

Творческий центр развития кукольного искусства "Одрадек" и театр "Пупелла-Ногес" (коммуна Кен-Фонсгрив, Франция). Моноспектакль Полины Борисовой «GO! (Иди!)».

Куклы приходят к нам из древности, со всех континентов, от разных народов. Нет ни одного места на земле, где бы не появились однажды куклы, чтобы оберегать, общаться с богами, объяснять окружающий мир, утешать, развлекать, обучать и накапливать сокровенные знания. Совсем разные, непохожие друг на друга куклы идут вместе с человеком через века, храня историю и помогая найти путь в будущее. Они обязательно расскажут вам то, что знают, а артисты-кукольники помогут услышать их далекий голос.

07 апреля 2020 г.

 
 

Вы можете оставить отзыв о статье под своим именем или как гость. Для этого напишите свой комментарий в поле и нажмите кнопку "Комментировать". В новом окне вам предложат войти через соцсеть или зарегистрироваться. Это необязательно. Нажав на поле "Имя", появятся дополнительные поля: "Электронная почта" и "Пароль". Их тоже игнорируем и ставим галочку рядом с надписью: "Оставить комментарий как гость". Нажимаем кнопку "Вход" - Ваш комментарий добавлен!

При подготовке статьи об омском бренде и лучших кукольниках были использованы материалы с официального сайта Омского государственного театр куклы, актера, маски «Арлекин», из открытых интернет-источников, а также информационных порталов :

  1. Сетевое издание БК55.

  2. Информационное агентство «Омск здесь».

  3. Лента новостей Омска.

  4. Интернет-портал «Российской газеты».

  5. Интернет-портал BezФормата.

Узнали что-то новое? Поделитесь с хэштегом #брендОмска 

                                                                                                         vazik © 2020 г. Омск

omskind@yandex.ru