vazik © 2019 г. Омск

omskind@yandex.ru

Омский бренд: феномен микроминиатюриста Анатолия Коненко

Бренды российских регионов создают не модные дизайнеры, а жители своим невообразимым упорством, талантом и, зачастую, бескорыстным трудом. Умельцы и самородки живут в каждом населенном пункте страны и делают то, чего даже не могут представить другие. К ним нужно только приглядеться.

Брендинг территории, учитывающий их достижения, развивает не только регион, но и целое направление в искусстве. Омский бренд — микроминиатюры Анатолия Коненко! Имя мастера знают в Европе, Азии, за океаном. Его персональные выставки рассматривают через микроскоп или увеличительное стекло жители северных деревень и южных горных районов, пресыщенные зрелищами жители мегаполисов и видавшие многое «звезды», руководители государств, мелькающие в новостях, и коллекционеры, чьи имена известны только в узком кругу. И неизменно его миниатюрные работы производят большое впечатление: тут и восхищение и недоумение, любопытство и недоверие, удивление и восторг. Есть все, только нет равнодушия.

  • кузнечик на скрипке;

  • жук-носорог в кандалах;

  • портреты на рисовом зернышке;

  • часики для осы;

  • автопарковка на маковом зернышке;

  • подкованная блоха;

  • караван в верблюжьем ушке;

  • крестик в разрезе человеческого волоса;

  • целая библиотека микрокниг размером менее 1 мм;

  • стрекоза с олимпийским факелом;

  • портрет на хрусталике глаза;

  • ювелирные украшения для бабочки;

  • аквариум с живыми рыбками объемом 0,35 мл.;

  • зоопарк на человеческом волосе;

  • рождественская елка на маковом зернышке;

и многое другое...

 

Казалось бы, как такое вообще возможно?! Сейчас расскажем.

Знакомьтесь! Анатолий Коненко

Анатолий Иванович Коненко родился 23 февраля 1954 года в г.Орске (Оренбургская область). Вскоре семья переехала в Северный Казахстан на освоение целины. Окончив школу в 1971 году, Анатолий Коненко поступает в Омский строительный техникум на отделение «архитектуры». Через год уходит в армию. Отслужив, оканчивает обучение в техникуме и в 1976 году получает квалификацию «техник-архитектор». Остается работать в родном техникуме мастером производственного обучения. Продолжает образование в Омском педагогическом институте имени А.М.Горького (ныне — ОмГПУ) на художественно-графическом факультете. В 1977 году женится, в 1979 году рождается дочь Марина, в 1981 году — сын Станислав. После получения высшего образования продолжает преподавательскую деятельность. Передает учащимся техникума знания в области рисунка, черчения, макетирования. На Шинном заводе ведет кружок прикладного искусства.

65 лет исполнилось Мастеру в 2019 году.

Анатолий Коненко не сидит на месте, и его просто затягивает миниатюрное творчество. Микроминиатюрист, который через много лет станет омским брендом, рождается тогда в начале 1980-х.

 

Делая макеты домов, Анатолий Иванович пытается представить внутреннее убранство комнат, разместить в них столы, шкафы и стулья, увидеть самые мелкие элементы отделки и фурнитуры. Он хочет сделать макет жилым, словно хозяйка только что вышла из комнаты. Раз за разом то, что внутри, становится все более детализированным, правдивым и точным.

 

В общежитии Омского строительного техникума ему выделяют помещения для создания творческой лаборатории, где Анатолий Иванович может вплотную заниматься тем, что в стране еще не делал никто. А если где-то и были единицы - кудесники, создававшие микроминиатюры, то информации о них было не найти.

 

Сибирскому мастеру нужно было начинать с «нуля». Он борется за каждый миллиметр, с каждым разом уменьшая свои работы, и открывает для нас целое направление в искусстве — микроминиатюру.

Брендинг территории как Родины русской микроминиатюры

На Западе есть целые династии мастеров, из поколения в поколение передающих секреты создания миниатюр и технологий обработки материалов. Функционируют музеи микроминиатюр и микрокниг, проводятся конкурсы микроминиатюристов.

 

Мастера Востока издревле знали секреты выполнения работ на рисовом зернышке. Филигранная техника берет начало где-то в далеких веках прошлого, бережно охраняемая обладателями этих секретов. Ведь это неиссякаемый ресурс для брендинга территории и сохранения своего культурного богатства.

 

А что в России? В нашей стране — это хобби. Именно так воспринимались шедевры Анатолия Коненко долгое время. «Микроискусство» не признавалось в качестве официального самостоятельного направления. Скорее его считали увлечением, блажью отдельных мастеров народного творчества.

 

Действительно, в стране, показавшей миру путь в космос, в стране с самой передовой наукой, омский мастер не нашел ни одной книги, которая помогла бы ему в постижении искусства создания микроминиатюр. Гораздо позже, дойдя до многих истин самостоятельно, он встретит пару советских изданий по этой тематике. А пока Анатолий Коненко должен был все осваивать сам, находить ответы на непостижимые вопросы. Где взять инструмент, чтобы разрезать человеческий волос вдоль, или как поведет себя маковое зернышко, если на него нанести рисунок? Как вложить скрипку в лапки кузнечика или как нарисовать пейзаж в цвете на рисовом зернышке? В конце концов как пережить то, когда от неловкого движения пальца пропадает труд нескольких месяцев и нужно начинать все с начала?

 

Глядя на целую вселенную, которую создал Анатолий Коненко, понимаешь, как много может сделать один человек. Он находит ответы на все вопросы, придумывает решения для выполнения конкретных операций. А первая важная победа состоялась в августе 1986 года! В Литературном музее  имени Ф.М.Достоевского открылась первая экспозиция микроминиатюриста Анатолия Ивановича Коненко. Никто не знал, что все ее экспонаты сделаны с помощью списанного школьного микроскопа — монокуляра с перевернутым изображением. Никто не знал, сколько открытий пришлось сделать мастеру, чтобы обработать материалы, заточить или изготовить микроинструменты для работы. Омичей просто приглашали на выставку. Вспомним, как это было.

 

Вот полный текст заметки в газете «Молодой сибиряк» от 26 августа 1986 года:

«В Омском литературном музее открылась выставка микроминиатюр «Мир увлечений». Ее автор — омич Анатолий Иванович Коненко.

 

Самые крупные работы, изготовленные А.И.Коненко, имеют высоту 54 мм. Это макеты омского Никольского собора (в нем сейчас располагается зал органной музыки) и Преображенская церковь из Кижей. Они меньше оригиналов в 500 раз. Всмотришься пристально и увидишь, что в макете воспроизведена каждая деталь, ажурные купола, звонницы, лестницы...

 

А вот самая маленькая работа — это шахматная микроминиатюра «Комар и комариха этюд решают лихо». Два комарика склонились над шахматной доской размером 2,4 мм. В лапке у одного из них крохотная фигурка. Ее высота — 0,2 мм.

Казалось бы, это еще не вершина мастерства, ведь известный автор микроминиатюр Н.С.Сядристый выполнил шахматы с фигурками до 0,006 мм. Да, но Сядристый работал по металлу. А шахматы А.И.Коненко выполнены из скорлупы грецкого ореха — материала значительно более хрупкого, чем металл...

 

Издавна считалось, что высшего мастерства достиг герой повести Н.С.Лескова Левша. Но подковать блоху, считает А.И.Коненко, сегодня значит лишь подтвердить свою квалификацию. Есть работы значительно более сложные.

 

Свою увлеченность, дерзновенное стремление проникнуть в тайны природы А.И.Коненко передает учащимся строительного техникума, где он преподает рисование и проектирование, ведет кружок прикладного искусства».

 

/ Автор - В.Вайнерман. Газета «Молодой сибиряк» от 26 августа 1986 года /

Анатолий Коненко с легкостью и даже некоторой беззаботностью говорит о подкованной блохе, а ведь эта работа заняла у него 7,5 лет. Еще больше, 12 лет, он добивался того, чтобы нарисовать микроминиатюрный пейзаж в цвете. Тот самый, который мы рассматривает всего несколько секунд через микроскоп на выставке. Временные парадоксы в его работе — обычное дело. Инструмент для какой-то операции делать дольше, чем его применять. Иной шедевр создать проще, чем оформить выставку для посетителей. В свободные дни успеваешь куда меньше, чем тогда, когда очень плотный график. А рассматривая крохотные экспонаты, понимаешь, что микромир и макромир суть одно и то же.

Поговорим о людях в жизни Анатолия Ивановича Коненко, которые помогли сформировать этот омский бренд. В жизни каждого есть много встреч, но некоторые помогают человеку раскрыть свое предназначение в полной мере. Чему суждено - все равно случится, но с ними это происходит быстрее.

Важные имена в жизни Анатолия Коненко:

Василий Петрович Манзя

Виктор Соломонович Вайнерман

Святослав Николаевич Фёдоров

Валерий Николаевич Степанов

и конечно же СЕМЬЯ!

Манзя Василий Петрович. В селе Успенка Северо-Казахстанской области, где Анатолий Коненко оканчивал школу, Василий Петрович был учителем рисования. Именно он учил владеть карандашом, кистью, резцом сельских ребятишек, учил созидать и видеть в обычном исключительное. Эта встреча определила будущее Анатолия Коненко.

 

Вайнерман Виктор Соломонович. Один из инициаторов создания Литературного музея имени Ф.М.Достоевского и его директор. Именно Виктор Соломонович взял на себя смелость представить на суд зрителей необычные работы микроминиатюриста Анатолия Коненко, а потом стал тем, кто на страницах изданий рассказывал о феномене омского мастера. Первая экспозиция 32-летнего микроминиатюриста состоялась с легкой руки директора Литературного музея. А что еще нужно художнику, чтобы расправить крылья, как ни живые эмоции зрители и возможность представить результаты своего труда на всеобщее обозрение?

 

Федоров Святослав Николаевич. Да-да, легендарный офтальмолог, основатель научно-исследовательского института микрохирургии глаза. Он принял приехавшего в Москву без предупреждения сибиряка и показал Анатолию Коненко, как делаются миниатюрные инструменты. Это очень помогло мастеру создавать необходимое для своей работы оборудование и инструменты.

 

Степанов Валерий Николаевич. Будучи председателем правления Омскпромстройбанка, он поддержал издание миниатюрной книги. Благодаря этому Анатолий Коненко открыл для себя целое направление микроминиатюрного издательского искусства, а омский бренд ворвался в в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Семья. Без нее Анатолий Коненко не стал бы одним из лучших микроминиатюристов мира. От старших родственников в Оренбургской области, где рукоделие, кружевное вязание, причудливая вышивка и быстрое шитье было обычным делом в доме, до сына Станислава, представившим первое теоретическое обоснование микроискусства в кандидатской диссертации, и продолжающего дело отца. Семейная нить, протянутая через время, объединяет поколения Коненко, дает опору для новых открытий и свершений. Вместе с родными не страшно встретить препятствия на пути, а любовь рождает новые идеи для творчества.

«Познакомился с девушкой (я тогда не делал миниатюр) и как-то ей сказал, что могу сделать маленькую скрипочку – показал пальцами несколько сантиметров. Она не поверила. Мы поспорили, и я сказал, что если выиграю, то она выйдет за меня замуж. Три месяца я делал эту скрипочку величиной 19 миллиметров, а потом на выставке показал. Она не ожидала, конечно. Пришлось ей выходить замуж!»

/ Анатолий Коненко в интервью ивановской газете «Частник» /

Для брендинга территории Омска как Родины русской микроминиатюры Анатолий Иванович Коненко сделал многое. Взять хотя бы тот факт, что благодаря ему появился новый термин: «художник-микроминиатюрист». Микроисскусство стало не просто хобби, а целой наукой. Имя мастера, который творит в Омске, хорошо знают в США, Японии, Германии, Китае, Чехии, Франции, Испании и других странах. Но чтобы покорить мир постижением тайн микроисскуства, Анатолий Коненко прошел долгий путь, и впереди еще больше открытий! Каждая новая задача, которую ставит себе мастер-микроминиатюрист, зачастую требует изобретения и освоения новой технологии, дополнительного исследования свойств материалов и поиска нетривиального способа их обработки.

 

Постоянное обучение, освоение нового и самосовершенствование позволяет мастеру двигаться дальше. В 1989 году Анатолий Коненко оканчивает Омский институт технического творчества и патентования ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов). Дипломной работой было изобретение микропинцета, который был запущен в серийное производство. А микроминиатюристу просто был нужен подходящий инструмент для работы. Такого не было, поэтому его пришлось придумать!

 

Вообще, проблема, чем работать, остро стояла на начальных этапах становления профессионала. Напомним, первые экспонаты были сделаны на списанном школьном микроскопе, который мало того что позволял видеть объект только одним глазом, не имел пространства для манипуляций, но и показывал перевернутое изображение. Чтобы иметь возможность использовать стереомикроскопы, которые были у хирургов-офтальмологов, он затачивал им инструменты. И сейчас мастер ставит себе такие задачи, которые требуют не только изобретательности, но и настоящих технологических прорывов.

 

Его микрошедевры – одна история, которая, возможно, осталась бы интересна лишь узкому кругу лиц, если бы не вклад мастера в популяризацию микроисскуства. А.И.Коненко не остается в стороне ни от одного события: будь то народный праздник или событие мирового масштаба, будь то сюжет из нашей повседневной жизни или из шедевра мирового искусства. Он испечет микроблинчики на Масленицу и нарядит новогоднюю елку на маковом зернышке, его стрекоза несет в лапках сочинский олимпийский факел, а жуки играют в домино. Он сваляет самые маленькие валенки в мире для суровых сибирских зим или изготовит легчайшие туфельки из бересты. Он знает, что зернышко от яблока отличная шкатулка для украшений, а на рисовых зернышках очень удобно писать добрые пожелания друзьям. Его миниатюрный аквариум с живыми рыбками объемом 0,35 мл, размером 10 х 5 х 7 мм транслировали по национальному телевидению Японии после землетрясения. Так люди быстрее восстанавливались после трагедии.

 

Микроминиатюры Анатолия Коненко — готовый бренд российского региона, который может быть интересен жителям разных стран. Увидеть город, в котором живет мастер, поражающий земное воображение, - это настоящая мечта поклонников микроминиатюрного творчества. Конечно, для этого нужен комплекс решений для соответствующего брендинга территории. Первым шагом может быть создание отдельного музея микроминиатюры Анатолия Коненко.

 

С 2007 года в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А.Врубеля размещена постоянная экспозиция работ Анатолия Ивановича Коненко. Но человек, так много сделавший для нашего региона, профессор Российской Академии Естествознания, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России, член Всемирной организации «Искусство народов мира», почетный член Всемирного Пушкинского клуба в Нью-Йорке, обладатель рекорда Гиннеса как автор самой маленькой книги, главный эксперт Книги рекордов России, вполне достоин отдельной самостоятельной площадки.

 

В Праге еще в 1998 году специально для работ Анатолия Коненко открыли Музей миниатюр. Так был поражен уникальными творениями омского мастера тогдашний президент Чешской Республики Вацлав Гавел, что посчитал важным, чтобы в столице была размещена постоянная экспозиция микроминиатюр Анатолия Ивановича Коненко. Под это специально отвели дом средневековой постройки на территории Страговского монастыря в комплексе Пражский Град. Сейчас в Пражском музее миниатюр выставлены работы трех мастеров: армянского гуру Эдуарда Тер-Казаряна, тульского умельца Николая Алдунина и сибирского Левши Анатолия Коненко.

 

Такое внимание к мастеру восхищает. И это то, в чем смело можно подражать Европе!

Микрокниги — библиотека в спичечном коробке

В 1997 году Анатолий Коненко издал тиражную супермикрокнигу, размером менее 1 мм. Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» с оформленной обложкой, цветными иллюстрациями, сшивным переплетом стал самой маленькой книгой в мире. Сибирскому мастеру, который всего несколько лет занимался созданием микрокниг, удалось то, что 11 лет не могли сделать лучшие мастера Европы, создававшие миниатюрные книги всю жизнь. Шотландский рекорд сказки «Старый король Коул» размером 1,0 х 1,5 мм держался с 1986 года. «Хамелеон» А.П.Чехова в исполнении А.И.Коненко получился 0,9 х 0,9 мм. За это достижение его имя в 2002 году внесли в книгу рекордов Гиннеса. Экземпляр книги находится в библиотеке Президента Российской Федерации.

 

Всего с 1994 года Анатолий Коненко выпустил более 200 миникниг, из них 35 миникниг и 14 микрокниг А.С.Пушкина. В 2006 году в микробиблиотеке Анатолия Коненко было 13 супермикрокниг. Он создал целую серию алфавитов народов мира размерами 0,8 х 0,8 мм. А совсем недавно появилась его «нанокнига» - ее можно прочитать только под ультрафиолетовыми лучами.

 

Для микрокниг нужны соответствующие экслибрисы. Для нескольких коллекционеров Анатолий Иванович изготовил такие, размером 0,5 х 0,7 мм. Для Московского музея экслибрисов он создал самый маленький экземпляр — 0,5 х 0,5 мм.

А ведь для того, чтобы сделать в 1994 году первую миниатюрную книгу, нужно было совершить настоящий технологический прорыв. Как сделать твердый переплет, как сшить микрокнигу так, чтобы ее можно было листать как обычную книгу? Готовых решений не было. Их нужно было искать.

Справка: экслибрис — художественно выполненный ярлычок с обозначением владельца или знак, виньетка с таким обозначением.

В это увлекательное плавание отправили микроминиатюриста посетители одной из его выставок. Рассматривая, миниатюрный портрет А.С.Пушкина, кто-то из зрителей заинтересовался лежащей рядом «книгой»: «Что там внутри? Какое произведение? Как почитать?». А это была не книга, а только макет, чтобы дополнить образ поэта. Не было внутри ни текстов, ни переплета — ничего. Но раз есть вопрос — значит должен быть и ответ. Поэтому микроминиатюрист Анатолий Коненко начал искать решение. Через несколько лет посетители смогли почитать через микроскоп настоящую книгу. Вот так и создаются бренды российских регионов — каждым из нас, каждым из тех, кто неравнодушен к окружающему миру.

 

В декабре 2017 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С.Пушкина открылся второй в России Музей миниатюрной книги. Первый в Москве существует на базе музея экслибриса с 2003 года. Около тысячи миниатюрных изданий, собираемых сотрудниками омских библиотек более века, наконец получили отдельную площадку для экспонирования и рассказывают читателям о своих секретах. Протянутая через историю нить технологий изготовления миникниг от Священного Корана и «Антологии польской поэзии», созданных мастерами XIX века, до современных микроминиатюрных экземпляров, изготовленных нашим земляком Анатолием Коненко и пополняющих экспозицию Музея миниатюрной книги, - делает его уникальным, живым, таким близким читателю и ярко выделяет наш город среди брендов российских регионов.

Как посетители часто дарят мастеру идеи будущих работ мастеру, так и Анатолий Коненко с удовольствием преподносит подарки. Микроминиатюрный омский бренд знают те, кто чем-то поразил художника-микроминиатюриста, и с кем его свела судьба. Уникальные вещи, выполненные с учетом масштаба личности или события, становятся приятным сюрпризом для многих. Екатерина Семенова, Илья Глазунов, Валерий Леонтьев, София Ротару, Жанна Агузарова, Игорь Тальков, Иосиф Кобзон, Евгений Евтушенко, Вячеслав Полунин, Михаил Задорнов, Вячеслав Фетисов, Максим Сушинский, Геннадий Зюганов, Дмитрий Язов — это далеко не полный список, кому повезло получить из рук Анатолия Ивановича Коненко созданные для них микроминиатюры.

 

В солидной библиотеке художника-микроминиатюриста, которая легко помещается в небольшую коробочку, Евангелие и Коран, православные иконы и тексты молитв, атлас России и текст российского гимна, Конституция Республики Казахстан и Всеобщая декларация прав человека, сонеты Шекспира и Слово о полку Игореве, басни Ивана Крылова и стихи Аркадия Кутилова, репродукции картин И.К.Айвазовского и П.Пикассо, афоризмы Ницше и белорусский фольклор на омской земле, альбомы про Омск и хоккейный клуб «Авангард», собрание сочинений М.Ю.Лермонтова и даже книга, которая не существует…

Не каждому суждено иметь у себя дома произведение искусства, выполненное художником-мокроминиатюристом Анатолием Коненко, но каждый может отправиться в бесконечный как Вселенная микромир мастера, который появляется прямо на наших глазах.

12 августа 2019 г.

При подготовке статьи об Омском бренде были использованы материалы с официального сайта мастера, из открытых интернет-источников, а также литературы:

  1. Энергия любимого Омска: микроминиатюры и живопись Анатолия Коненко. - Омск, 2004

  2. Формула времени (Культура и искусство Омской области на рубеже веков и тысячелетий). - Омск: Издательский дом «Лео», 2005

  3. Вайнерман В. Дело мастера. // Тобольск и вся Сибирь: Омск - 300 лет. - Тобольск, 2016

  4. Кирсанов Н. На перекрестках встреч. - Омск: Издательство «Вариант-Омск», 2005

  5. Енисей-Иртыш: великие реки сибирского искусства. - Красноярск, 2011

  6. Вайнерман В. Такие маленькие чудеса. // Молодой сибиряк. - 26.08.1986

  7. Лосевская Е. Волшебник микромира. // Молодой сибиряк. - 25.07.1987

  8. Славин Ф. Новые работы омского Левши. // Молодой сибиряк. - 16.01.1993

  9. Ожигов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва: «АЗЪ», 1995

Вы можете оставить отзыв о статье под своим именем или как гость. Для этого напишите свой комментарий в поле и нажмите кнопку "Комментировать". В новом окне вам предложат войти через соцсеть или зарегистрироваться. Это необязательно. Нажав на поле "Имя", появятся дополнительные поля: "Электронная почта" и "Пароль". Их тоже игнорируем и ставим галочку рядом с надписью: "Оставить комментарий как гость". Нажимаем кнопку "Вход" - Ваш комментарий добавлен!

 
 
 

Узнали что-то новое? Поделитесь с хэштегом #брендОмска