vazik © 2019 г. Омск

omskind@yandex.ru

Омский симфонический оркестр – бренд региона!

Приезжай в Омск, будем создавать симфонический оркестр.

В городе есть консерватория, музыканты, концертный зал?

Ничего нет. Вот ты это все сделаешь.

Вот такой диалог состоялся между директором Омской филармонии Юрием Юровским и молодым дирижером из Ленинграда Семеном Коганом в начале 60-х. За четыре года Семен Коган создаст Омский симфонический оркестр, который очень быстро ворвется в элиту музыкальных коллективов и со временем станет настоящим брендом региона.

 

Первый концерт Омский симфонический оркестр дал в 1966 году. Коллектив был создан из выпускников Ленинградской и Новосибирской консерваторий. Позже к ним добавятся и выпускники Свердловской консерватории. Знаете, какой был главный довод режиссера, который предлагал талантливым, стремящимся к вершинам музыкального олимпа, музыкантам оставить культурную столицу страны Ленинград и приехать в далекую, неведомую и холодную Сибирь?

«…в этом городе живут люди, которые мечтают, чтобы у них появился симфонический оркестр»

/ С. Коган /

И это подействовало! В Омск приехал почти весь выпуск Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, которую заканчивал и сам дирижер.

Почему же омичи мечтали о нем? И почему сейчас музыка Омского симфонического оркестра неизменно собирает полные залы? В чем секрет магии симфонического концерта, и почему жители нашего региона всегда поддерживали создание такого музыкального коллектива?

Первое.

Музыканты Омска всегда были высокого уровня!

 

Это факт. Еще задолго до создания Омской филармонии в начале 60-х годов 19 века один из путешественников, побывавший в нашем городе, отметил в своих записках о Западной Сибири: «Летом, два раза в неделю, играет здесь оркестр казачьей музыки, которым Омск может похвалиться: другого подобного оркестра не только нет во всей Сибири до Восточного океана, но, может быть, не встретится и до Москвы».

 

Справка:

Коган Семен Аркадьевич (1928-2016) – создатель Омского симфонического оркестра, народный артист РСФСР, профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова. Победитель международного конкурса главных дирижеров в Корее (1992 год). В 2004 году дирижировал концертом на открытии XXVIII Летних Олимпийских игр в Греции.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века активно работало Омское отделение Императорского Русского музыкального общества, выросшее из Омского общества любителей музыки, созданного в 1870 году. Проводились музыкальные собрания, устраивались благотворительные концерты, квартирные вечера, началось создание гражданской нотной библиотеки. Омичи имели возможность слышать исполнение музыки М.И.Глинки, Й.Гайдна, В.А.Моцарта и других русских и зарубежных композиторов.

 

То, что музыка развивает и мозг и душу – хорошо известно. Поэтому неудивительно, что уровень культурных потребностей жителей города неизменно растет и возникает потребность в профессиональном коллективе, способным исполнять мировые шедевры классической музыки.

Второе.

Великая Отечественная Война!

 

Так уж получается, что беда, которая постучалась в каждый дом 22 июня 1941 года, стала мощным толчком для развития регионов, находящихся в тылу. Сюда эвакуировались не только промышленные предприятия со специалистами, но и представители культуры. Около 60 концертов в исполнении Ленинградской филармонии, сотни шедевров западно-европейской, русской классической и советской музыки, лучшие солисты оперной сцены А.А.Халилеева, Е.М.Вербицкая, Б.П.Арке и другие, - все это услышал Омск в 1943 году. Тяжелый, изнурительный третий год войны и в то же время свет музыки, разгоняющий мрак и предвещавший скорую Победу.

 

Неудивительно, что в мирное время население Омска будет тосковать по классической музыке и будет так ждать создания в городе симфонического оркестра. Тем более, что уровень самого города: технологически, интеллектуально, культурно, промышленно, - значительно вырос.

Третье.

Омская филармония!

 

Она была создана как раз перед войной. В 1940 году. Тогда у нее не было своей площадки, здания, устойчивого коллектива. Всего только три концертно-эстрадных бригады. А музыканты Омска совмещали свою деятельность в филармонии со своей основной работой в Театре юного зрителя, Драмтеатре, кино. Но война! Когда говорят пушки, музы тоже не молчат.

 

«Увольнение в связи с уходом в РККА» - тысячи таких записей было сделано 23 июня 1941 года. И руководители самых разных учреждений не были исключением. Директор государственной филармонии А.Г.Агузин, как и директор музея изобразительных искусств Г.Н. Мозензов, как и ректор СибАДИ Ф.М.Дробышев, как и многие другие сменили костюмы на военные бушлаты.

 

Музыканты Омска. Часть из них сражались на фронтах, временно заменив музыкальные инструменты на оружие, а сцену на безымянные высоты. Другие в составе концертно-эстрадных и фронтовых бригад поднимали боевой дух солдатам и придавали сил труженикам тыла.

Справка:

Эдди Рознер (1910 – 1976) – «белый Армстронг», один из лучших трубачей Европы в 30-е годы. Родился и получил прекрасное музыкальное образование в Берлине. С приходом к власти нацистов бежит из Германии в Польшу, а после начала бомбежек немецкой авиацией Варшавы перебирается в Белоруссию. Ему создают условия для организации джазового оркестра. Коллектив Эдди Рознера, ставший Госджазом БССР, сразу завоевывает популярность у публики и первым открывает советским слушателям направление «свинг» в музыке. В Омске в эвакуации.

Концертный сезон Омской филармонии 2019-2020 года будет юбилейным, восьмидесятым! Первая ярмарка абонементов прошла в первые дни весны 2019 года. Впереди еще несколько. Каждый житель может заранее собрать свою коллекцию музыкальных драгоценностей по своему вкусу или пока просто присмотреться к репертуару.

Концертный зал – бренд региона

«Это здание стоит в самом центре города. Красивое здание из стекла и бетона. По вечерам к нему спешат сотни людей: одни уверенно протискиваются через толпу, другие жалобно вопрошают: «Нет ли лишнего билетика?» Этих последних очень много, хотя новый концертный зал весьма вместителен. Но желающих еще больше, чем мест. Почему такой ажиотаж? Приехал какой-нибудь знаменитый гастролер? Нет, сегодня играет Омский молодежный симфонический оркестр. В программе Бетховен...»

/Е.Эпштейн/

Это не репортаж 2011 года, когда открылся после реконструкции концертный зал в Омске и по своей акустике стал одной из лучших концертных площадок России. Это потрепанный временем журнал «Советская музыка» №4 за 1965 год и статья Е.Эпштейна «О чем мечтают в Омске?». И мастер слова продолжает свою фантазию:

«…Позвольте, но ведь это выдумки! Такого оркестра нет! Правильно, пока еще нет. И концертного зала из стекла и бетона тоже еще пока нет, но есть мечта».

А если мечтают омичи, то это всегда заканчивается конкретными результатами. В Сибири некогда предаваться иллюзиям и сбегать при первой же трудности. Здесь надо трудиться. И в Омске хорошо умеют это делать.

В 1967 году концертный зал на 1200 мест рядом с Никольским казачьим собором распахнул свои двери. Он был выполнен по проекту 26-летнего архитектора Альберта Каримова, который быстро и экономично смог предложить прекрасное решение для концертов с уютным внутренним двориком. Зеленого оазиса внутри здания сейчас нет, а вот омичи постарше его хорошо помнят. Расспросите их, они расскажут, какое это было чудо.

 

В 2011 году Концертный зал заново родится после масштабной реконструкции. И для продвижения бренда города сделает очень много. Площадка с одним из лучших звуков в России и Омский симфонический оркестр, способный решать самые разные творческие задачи! Это то, что манит в наш город исполнителей из разных уголков света.

Итак, вернемся к диалогу Юрия Юровского и Семена Когана из начала 60-х:

- Приезжай в Омск, будем создавать симфонический оркестр.

- В городе есть консерватория, музыканты, концертный зал?

- Ничего нет.

 

1967 год. С момента разговора не прошло и десяти лет. В Омске есть концертный зал, Омский симфонический оркестр! Не хватает только консерватории. Эх, может быть впору писать новую статью «О чем мечтают в Омске?»:

«Это здание спряталось среди молодой листвы. Изящное здание с воздушными барельефами. С самого утра к нему спешат сотни молодых людей: одни уверенно протискиваются сквозь толпу, другие с трепетом интересуются: «Прослушивания уже начались?». Последних, волнующихся, стоящих на улице и щурящихся от яркого омского солнца много, хотя холл консерватории довольно вместителен. Что это? Отбор в какой-то телепроект? Нет, сегодня начинаются вступительные экзамены в Омскую государственную консерваторию. Позвольте, но ведь это все выдумки! Никакой консерватории в Омске нет! Правильно, пока еще нет. Но есть мечта…»

Немного цифр

1968 год коллективы Омской филармонии:

Омский русский народный хор – 99 человек. 169 концертов

Омский симфонический оркестр – 58 человек. 154 концерта

«На эстраде омичи» - 31 человек. 24 концерта

Музыкальный лекторий – 23 человека.

В 1970 году в штате Омской филармонии уже более 300 человек, она является крупнейшей в Сибири.

 

В марте 1968 года в Омске выступали латыши, и с ответным визитом готовится в свои первые такие далекие гастроли Омский симфонический оркестр. До этого молодые музыканты Омска под руководством Семена Когана давали концерты за пределами области только дважды – в Красноярске.

 

В Латвии Омский симфонический оркестр впервые исполнил Девятую симфонию Бетховена. А в 2018 году коллектив будет миксовать различные стили музыки вместе с внуком Сергея Прокофьева в программе Beethoven#9 Remix. Российская премьера ремикса Девятой симфонии Бетховена от британского композитора, диджея и продюсера Габриэля Прокофьева пройдет именно в нашем городе.

 

Вообще дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев любит представлять на сцене мировые и российские премьеры, исполнять с коллективом то, что до этого еще никто не исполнял. За рубежом бренд региона хорошо узнаваем. Он звучит так - Siberian symfony orchestra.

 

Современному зрителю будет интересно почитать афишу того времени. Вот какие лекции-концерты были в гастрольной программе:

«Горький и музыка»

«Ленин и искусство»

Музыкально-литературная композиция «Рожденный бурей», посвященная Н.Островскому.

 

Музыкальный лекторий был обязательным для всех филармоний. И сейчас экскурсии в мир музыки разных эпох, жанров, литературно-поэтические встречи с мастерами художественного слова и музыковедами Омской филармонии неизменно присутствуют в афише. Вот, кое-что из того, что ждет нас в юбилейном восьмидесятом сезоне:

Любовь в жизни А.Блока

Судьба и творчество Эдит Пиаф

Музыка светских салонов

Танцы сквозь века.

Продвижение бренда города музыкой

«Если вы думаете, что видели до сих пор русских виртуозов, то сходите еще раз посмотреть на танцоров и певцов из Омска. Вот уж подлинные виртуозы».

/американский журнал «Тайм»/

Омский русский народный хор покорил не один континент своими песнями и танцами. Созданный в 1950 году Еленой Владимировной Калугиной он очень быстро стал брендом целого региона. Знаменитый медведь с балалайкой, появлявшийся на сцене, в сочетании с уникальными голосами и необычной хореографией вызывал подлинный восторг. Иностранцы увидели Сибирь совсем не такой, какой представляли.

«То, что мы видели сейчас, - это искусство, которое выражает открытость и неукротимость. Ничто больше не сможет меня уверить, что Сибирь – мрачное место».

/английский «Дейли телеграф»/

Справка:

Калугина Елена Владимировна (1902-1962) – родилась в Самаре, в годы Гражданской войны семья переехала в Омск. Выпускница Омского музыкального училища, основательница Омского русского народного хора. В годы войны работала хормейстером эвакуированного Московского театра им.Е.Вахтангова, художественным руководителем хоровой капеллы, заведующей учебной частью музыкального училища. Организатор и руководитель профессиональных и любительских хоров в Омске. Собирательница сибирского фольклора, сохранившая в песнях и танцах исконную стилистику народного исполнительства. Певица Людмила Зыкина при любой возможности приезжала в Омск, чтобы позаниматься с Е.В.Калугиной, воспитавшей целую плеяду одаренных певцов.

Северная Корея, США, Китай, Австралия, Мексика, Новая Зеландия, Монголия, Англия, Израиль, Югославия, Куба, Чехословакия – Омский русский народный хор в советское время одинаково успешно выступал в капиталистических и социалистических странах, на Западе и на Востоке. Универсальный мир музыки, магической и стирающей границы.

 

Британский таблоид «Дейли миррор» во время гастролей Омского русского народного хора приобрел десятки тысяч новых подписчиков, а тринадцатилетний Майкл Гилл точно никогда не забудет наш бренд региона. В конкурсе рисунков, посвященному омскому коллективу, который проводила британская газета, он выиграл мотороллер.

Дирижеры в Омске

«Вообще-то я никогда не езжу на гастроли к своим ученикам. Единственный раз за свою жизнь я нарушил это правило и приехал в Омск»

/Александр Скульский/

Справка:

Скульский Александр Михайлович – родился 12 апреля 1942 года в г.Горький (сейчас Нижний Новгород). Художественный руководитель и дирижер Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, народный артист России, профессор Нижегородской консерватории.

Вся творческая жизнь связана с родным городом и нижегородским симфоническим оркестром.

Может быть, дело в настойчивости его ученика – Дмитрия Васильева, художественного руководителя и главного дирижера Омского академического симфонического оркестра.

 

А может быть, повлияло воспоминание о Всероссийском смотре-конкурсе симфонических оркестров 1984 года. Тогда Омский симфонический оркестр под управлением Виктора Тица ворвался в музыкальную элиту, завоевывал свою первую престижную награду 1 место и поразил своим уровнем более маститые коллективы.

 

Вообще с музыкантами Омска и перед омской публикой всегда с удовольствием выступали дирижеры с мировым именем и звезды мировой сцены. Что раньше, что сейчас.

Карл Элиасберг – собравший оркестр и исполнивший Седьмую симфонию Шостаковича в блокадном Ленинграде. И Омск, ставший теплым домом для тысяч ленинградцев в годы Великой Отечественной Войны. Они сыграют вместе через много лет после Победы.

Лео Гинзбург, Юрий Темирканов, Арнольд Кац, Михаил Плетнев, Родион Щедрин, Мстислав Ростропович, Николай Петров, Кшиштов Пендерецкий - имена исполнителей и дирижеров, побывавших в Омске, можно перечислять очень долго.

 

Особая атмосфера, которую создают зрители в Омске, была замечена сразу еще в первые годы существования симфонического оркестра. О ней говорил Семен Коган в 60-х, ее отмечают артисты в 21 веке.

 

Семен Коган был первым дирижером, приехавшим в Омск. А потом был Виктор Тиц, Евгений Шестаков, Евгений Самойлов, Дмитрий Васильев.

 

Семен Коган создает оркестр и более десяти лет делает все для становления сильного коллектива. Премия его имени с 2006 года вручается одному из артистов Омского академического симфонического оркестра.

 

Виктор Тиц в 1986 году с Камерным оркестром Омской филармонии выступает в Париже практически в полной темноте. А после потрясенные французские организаторы форума коммунистических газет мира дают выступить омичам еще раз. Уже на основной концертной эстраде с хорошим освещением и с необходимым количеством микрофонов.

 

С дирижером Евгением Шестаковым Омский симфонический оркестр становится «академическим». Это почетное звание присвоено коллективу в 1996 году.

 

А Дмитрий Васильев вместе с коллективом пишет историю Омской филармонии сейчас.

Еще немного дат и цифр

1974 год – появился Камерный оркестр. Инициаторами создания стали Гарри Петренко и Михаил Кугель.

 

1984 год – впервые дети выступили с концертами для детей. Идейным вдохновителем, организатором и первым директором детской народной филармонии была Людмила Леонидовна Невская.

 

1992 год – создан Омский духовой оркестр.

 

2005 год – создан вокальный квартет «Премьер»

 

2009 год – создан квартет «Тарские ворота».

Более 200 тысяч человек посещают ежегодно Омскую филармонию, более 1 тысячи мероприятий проводится за концертный сезон коллективами филармонии. А музыканты Омска, вокалисты, танцоры постоянно совершенствуют свою технику и повышают уровень исполнительского мастерства. Ведь развитие бесконечно: развитие себя и развитие зрителя.

Продвижение бренда города невозможно без музыки. Коллективы, которые знает весь мир. Имена, которые блистают на международных и всероссийских конкурсах. Каждый из них – бренд региона. Его гордость и его культурный код. О них очень трудно писать, потому что их надо слушать. О них можно долго рассказывать, но это даст гораздо меньше, чем их один концерт.

 

В Омской филармонии, которая вместе с городом прошла восемьдесят лет истории, можно услышать музыку самых разных стилей и направлений, услышать необычные трактовки привычных произведений и поучаствовать в экспериментах. Долгожданная Четвертая симфония Шостаковича или «Гражданская оборона». Разудалые молодецкие пляски или вокал чернокожих джазменов. Любимые песни, которым можно подпевать, или блюзовые мелодии, под которые хорошо грустить.

 

Магия звуков для каждого своя. Но все мы с самых первых лет жизни и до глубокой старости понимаем и говорим на универсальном языке общения, чье имя музыка!

29 марта 2019 г.

P.S. Закончить эту статью хотелось бы словами Джузеппе Верди, которые он, вероятно, однажды написал в письме своему другу:

 

«Сегодня в восьмой раз переписал фрагмент «Аиды». По-моему он опять не получился».

При подготовке статьи использовались материалы из открытых интернет-источников, сайта Омской филармонии, а также из следующей литературы:

1) Бортников С.Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (1961-1985). Историко-культурологический анализ. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного института искусств и культуры, 1999.

2) Омская филармония – 70 / ред.коллегия С.Банников и др. – Омск, 2010

3) Белокрыс М.А. Омское отделение Императорского Русского музыкального общества: к 140–летию образования. // Третьи Ядринцевские чтения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Омска (Омск, 26-28 ноября 2015 г.) / Под ред. П. П. Вибе, Т. М. Назарцевой. – Омск: ОГИК музей, 2015

4) Растягаева Г. Нет, не молчали музы на войне. // Омское наследие. – 2015 - №16

5) Эпштейн Е. О чем мечтают в Омске. // Советская музыка. – 1965 - №4

6) Цейтлин Е. Здравствуй, Латвия! // Молодой Сибиряк. – 15.11.1969

7) Аксенова Е. Филармония для юных. // Омская правда. – 08.11.1984

8) Развитие культуры и туризма в Омской области в 2017 году: Сборник информационно-аналитических материалов. Вып.21. -  Министерство культуры Омской области, 2018

9) Новое обозрение. – 2004 - №17

Десять самоокупаемых бригад, которые выступали перед ранеными, тружениками в городе и селе. Русские народные песни, цыганский ансамбль, труппа лилипутов, джазовый оркестр Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера, - Омская филармония принимала эвакуированные в глубь страны творческие коллективы и активно создавала собственные. Так хоровой ансамбль, появившийся в годы Великой Отечественной Войны, стал лауреатом всероссийского смотра хоровых коллективов русской народной песни, который прошел в 1944 году в Свердловске (сейчас - г.Екатеринбург). Во многом из него в 1950 году возникнет Омский русский народный хор, который очень быстро станет брендом региона.

С января по март 1943 года музыканты Омска под руководством художественного руководителя С.М.Рудника дали 84 концерта для войск Юго-Западного фронта. Это была первая фронтовая бригада. Вторая – под руководством М.А.Шварца с июля 1943 до начала 1944 года прошла от Воронежа до Ростова-на-Дону, давала концерты в освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах.

 

 
 
 

Узнали что-то новое? Поделитесь с хэштегом #брендОмска