Никольский казачий собор — памятник архитектуры Омска

Архитектура — то самое впечатление, которым город знакомится со своим жителем или приезжим. То, что считывает мозг и отправляет в самое сердце. Архитектура — шанс влюбиться с первого взгляда и навсегда связать свою жизнь с каким-то местом.

Памятники архитектуры — символы Омска. И бренд города развивается, опираясь на эти произведения искусства, которые на протяжении многих лет были свидетелями и участниками событий, происходящих в городе. Одним из них является Никольский казачий собор.

Старейший уцелевший собор Омска, единственный сохранившийся войсковой храм. Место, до революции хранившее уникальную реликвию, Знамя Ермака. Церковь, в которой крестили Дмитрия Карбышева, Георгия Вяткина, Леонида Мартынова и других, творивших историю омичей.
Свято-Никольский Казачий собор. Июнь 2019
Архитектура городов непосредственным образом влияет на имидж и бренд регионов. Системы планировки и вариации стилей, архитектурные ансамбли и градостроительные концепции пространства,  природные ландшафты и мастерство зодчих создают уникальную атмосферу места, которая предопределяет развитие населенных пунктов и формирует образ мыслей жителей.

Какие-то места притягивают как магнит, какие-то заставляют действовать. Где-то чувствуется заводской ритм, а где-то беззаботность праздника. Куда-то хочется уехать в отпуск, а где-то удобно жить. Мы можем не понимать, почему складывается такое впечатление, но прогулявшись по улицам незнакомого города, обязательно делаем вывод. И часто он оказывается верным.
Последовательно посмотрим, как появился этот символ Омска на карте города, и как складывался архитектурный ансамбль Казачьего форштадта.
Классицизм — стиль, которому присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

Ампир — стиль, завершивший развитие классицизма.
На северо-востоке от площади в 1827 году началось строительство мечети. Жителей-мусульман в Омске было немного, но местоположение города и его ключевая роль по взаимоотношениям Российской Империи с киргизской степью предопределяло значительное число проезжих султанов, визитов почетных азиатцев, кочевников, съезжавшихся для торга, и длинные караваны купцов, исповедующих магометанскую веру, которые приезжали в Омск для решения самых разных вопросов, ведения дел, получения образования.
Архитектор этого двухэтажного здания, являющегося первым образцом зрелого классицизма в Омске, доподлинно неизвестен. Стилевая завершенность здания с одинаково торжественным парадным и «дворовым» фасадом: шестиколонные ионические портики, фронтончики над окнами второго этажа. Здесь впервые горожане могли увидеть балкон-галерею, лепнину (сохранилась подлинная, выполнена омским лепщиком Зарубиным), портики. Попавшие внутрь могут любоваться чугунной литой лестницей опиравшейся на своды, 5-метровыми потолками и  анфиладной планировкой цоколя. Одностолпная палата в цоколе перекрыта сводами по принципу грановитой палаты Московского и Новгородского кремля (с 1 опорой в центре).

Казачий форштадт до закладки храма в 1833 году

С 1822 года согласно утвержденному царским правительством «Уставу для управления Сибирскими киргизами» Омск выполнял функции по устройству и управлению киргизской средней ордой. Ходатайство о строительстве мечети, в которой могли помолиться приезжие гости, и дома, где могли с комфортом остановиться на ночлег родовитые азиаты, подал в январе 1824 года генерал-губернатор Западной Сибири П.М.Капцевич.

Проект омской мечети подготовил инженер-полковник С.А.Булыгин, переработав проект мечети в Петропавловске 1811 года тобольского архитектора А.М.Скородумова. В 1829 году строительство было завершено. Одноэтажное каменное монументальное здание в стиле классицизма с элементами мусульманской архитектуры было обнесено небольшими каменными столбами без решеток. 23 февраля 1831 года ее освятил прибывший из Семипалатинска ахун Ахмед Мухамедов. Красивое и значительное здание мечети укрепило имидж и бренд региона как открытого для конструктивного сотрудничества с южными соседями-кочевниками.
Форштадты на южном берегу Оми начали формироваться и расширяться с конца XVIII века. К этому времени Омская крепость получила статус города и за эспланадой уже недействующего первого военного укрепления была возведена Ильинская церковь.

Согласно «Генеральному плану Омской крепости» от 31 мая 1803 года Омск состоял из крепости и форштадтов. На северном берегу Оми вторую Омскую крепость окружали Мокринский, Вознесенский, Кадышевский и Бутырский форштадты, а также начавшие формироваться на севере Выползки. На другом берегу Оми расположилось всего два, но самых больших форштадта: Ильинский и Казачий.

Уже в начале XIX века войсковыми чинами подавалась идея постройки церкви для казачьего сословия. И немудрено. На тот момент в разрастающемся с каждым годом Омске стояло всего два каменных храма: Ильинская и Воскресенская церкви. К моменту закладки Никольской казачьей церкви на каждую из них приходилось по 3-4 тысяч горожан, плюс жители окрестных деревень.

Территория Казачьего форштадта преимущественно была застроена обывательским деревянными домами, которые регулярно страдали от городских пожаров и наводнений. Архитектурный ансамбль главной площади Казачьего форштадта, где сейчас стоит Свято-Никольский Казачий собор, начал складываться в 1822 году.

На пустом месте, поросшем кустарником, было построено первое крупное промышленное предприятие в Омске — деревянное здание Суконной фабрики. Длинный фабричный корпус ограничивал площадь с востока, а фасад сооружения образовывал улицу Артиллерийскую (ныне — часть пр. К.Маркса).

С запада в 1826 году появилось здание Войсковой канцелярии Сибирского казачьего войска. Почти сразу оно было передано училищу Сибирского линейного казачьего войска (ныне — Омский кадетский корпус), так как здание и флигели училища, располагавшиеся неподалеку, не могли вместить всех воспитанников. С тех пор из стен бывшего здания Войсковой канцелярии на протяжении уже почти 200 лет в большую жизнь выходят молодые люди с блестящим военным образованием и преданным служением Отечеству. А сам кадетский корпус является брендом города Омска и настоящим символом для тех юношей, кто мечтает продолжать вековые традиции защитников Родины.
Бывшее здание Войсковой канцелярии. 1880-е гг. Фото И.Е.Кесслера
Все в стиле
классицизм
Мечеть. Омск. 1880-е гг. Фото И.Е.Кесслера
Эти три строения: суконную фабрику, здание Войсковой канцелярии и мечеть, - должен был учитывать архитектор и составитель генерального плана 1829 года В.И. фон Гесте.
Решения архитекторов влияют на имидж и бренд региона. Авторский надзор необходим, чтобы получать то, что задумывалось.
Гесте Василий (Вильямс) Иванович (1761 (?) - 1832) — архитектор. Шотландец по происхождению. На русской службе с 1783 (1792). Губернский архитектор в Екатеринославе. Автор проектов чугунных мостов через р. Мойку в Санкт-Петербурге: Поцелуева, Зеленого, Красного, Синего. Городской архитектор Царского Села (1808-1832). Составитель генеральных планов и проектов реконструкций Москвы, Киева, Екатеринбурга, Омска, Томска, Якутска и других городов.
Таким образом, когда 24 апреля 1829 года временно командующий Сибирским казачьим войском полковник А.М.Лукин просил разрешения на сбор средств и постройку каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца на площади в центре Казачьего форштадта, сложилась следующая ситуация:

1) Фасадом казачья церковь будет смотреть на здание бывшей Войсковой канцелярии.
2) За казачьей церковью раскинулась Суконная фабрика.
3) На северо-востоке видны прямоугольные минареты мечети.


4) И по генеральному плану от 28.01.1829 года площадь отведена под застройку жилых домов, а весь Казачий форштадт разбит на мелкую сетку прямоугольных кварталов без широких улиц и площадей.
Сибирские казаки не пришли в восторг от того, что церковь будет стоять на окраине форштадта (сейчас - территория Казачьего рынка), и написали письмо Министру внутренних дел. Оттуда оно попало на стол Императору Николаю I. И вскоре войсковое начальство Сибирского казачества получило ответ, в результате которого в городскую планировку внесли изменения, и Омск получил архитектурное решение на века.

Как же символ Омска встал на свое место?

...гораздо приличнее отдать площадь под церковь, чем под частные дома

Николай I

Идите по Никольскому проспекту, и он приведет вас к храму. Июнь 2019
Действительно, ведь имея все предпосылки для создания архитектурного ансамбля, площадь решала также чисто практические задачи. Здесь проводились построения, парады и учения Сибирского линейного казачьего войска. От площади начинались многочисленные улицы форштадта: Никольский проспект, Бригадная, Костельная, Войсковая и другие.

Сейчас можно любоваться только главной улицей Казачьего форштадта — Никольским проспектом (ныне - ул. Красных Зорь). Но на старых картах и в закоулках памяти еще можно найти загадочную Рабфаковскую, манящую Театральную или странную улицу Красных Орлов, которые упоминали в разговорах представители старшего поколения. Это они, те же самые Костельная, Войсковая и Бригадная, сменившие названия после революции.
Стасов Василий Петрович (1769-1848) — русский архитектор, мастер русского стиля, представитель ампира. По его проекту в Санкт-Петербурге построены: Спасо-Преображенский собор, Троицко-Измайловский собор, Нарвские триумфальные ворота, Московские триумфальные ворота, Павловские казармы на Марсовом поле, комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове, здание Императорского Царскосельского лицея. Провиантские склады в Москве.
Иконостасы изготовлены к 1838 году мастером из Екатеринбурга Петром Батовым с товарищами. Отделку и золочение выполнил мещанин Алексей Дунин. Иконы написаны академиком исторической и портретной живописи М.И. Мягковым, преподававшим в Барнаульском горном училище. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Алексей Яковлев, а колокола были отлиты на Локтевском горном заводе.

Весной 1840 года произошло освящение двух приделов: южный в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, северный – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. 16 сентября 1843 года освящен главный престол храма, посвященный святому Николаю Мирликийскому Чудотворцу.
Ее постройка — воплощение труда мастеров из различных губерний Российской Империи и добрая воля представителей всех сословий. Подряд на строительство получил крепостной крестьянин Нижегородской губернии Тарас Лысаков, и помещица Григорьева отпустила его в Омск на благое дело.

Купол расписал тобольский иконописец Ульян Пленин. По рисункам В.П.Стасова там появилось голубое небо с золотыми звездами и благословляющим Господом. Первоначально купол планировалось украсить лепным изображением облаков, но от этого отказались, так как конструкция была бы слишком тяжелой.
13 мая 1833 года городовой архиерей С.Е.Татаринов заложил будущий храм, которому предстояло не только собрать воедино «разбросанные» по территории здания и стать доминантой площади, но и сделаться настоящим духовным центром Сибирского казачества.

Никольская войсковая казачья церковь была выполнена по проекту выдающегося архитектора В.П.Стасова. Рабочие чертежи выполнили инженер-полковник А.А.Лещев и губернский архитектор П.И.Параман.
Никольская казачья церковь поставлена в створе улицы Никольский проспект. Первоначально храм представлял собой камерное решение, выполненное в духе раннего русского классицизма. Некоторые элементы, которого восходили к стилю барокко (например, центральная паперть - нисходящие стенки, завершенные волютами). В 80-х годах XIX века здание церкви перестраивалось и приобрело более массивный, монументальный и парадный вид, который стал ближе к ампиру. Торжественность была вполне уместна, учитывая какую роль выполнял храм для Сибирского казачьего войска. В 1883 году сюда из Березова (Тобольская губерния) были передано Знамя Ермака, здесь же хранились знамена казачьих полков. Символ освоения Сибири, перевезенный в Омск, окончательно оформил бренд города как столицы Сибирского казачества. А легендарная святыня - Знамя Ермака - обязательно упоминалась на всех дореволюционных открытках из Омска с Никольской войсковой казачьей церковью.
Геометрия и подчеркнутость статических форм, логичность планировки и ясность пространственных решений – принципы классицизма воплощаются в архитектуре Никольской казачьей церкви. Правда, есть диссонанс, нарушающий математическую выверенность классического стиля. Посмотрите, как смотрят друг на друга главными фасадами храм и Омский кадетский корпус.
Никольский казачий собор - вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 метра, до креста – 33,4 метров. Над главным объемом собора возвышается кирпичный барабан с окнами и пониженным куполом, еще выше расположен декоративный купол. 4-х столпная трапезная с колокольней, портики тосканского ордера у входа и массивный фронтон, завершающий главный фасад. Толщина стен – 1 метр (4 кирпича). В теплой части храма был каменный пол, в холодной – чугунный.

Никольская площадь – классицизм и гармония

Казачья церковь, построенная в честь покровителя Сибирского казачества Святого Николая Чудотворца, дала название главной площади форштадта – Никольской площади. До этого она называлась Войсковой или попросту Казачьей площадью. Она, как и в XIX веке, ограничена теми же улицами, только сменившими свои названия: Артиллерийская (часть пр. К.Маркса), Русиновская (ул. Короленко), Атаманская (часть ул. Ленина), Новая (ул. Чкалова). И по именам сразу видна значимость площади и ее роль для Омска.

Конечно, тут теперь не плац для парадов, а уютный сквер. Но в том-то и прелесть профессиональных решений градостроителей и зодчих, что в изменяющихся городских реалиях они остаются органично вписанными в пространство города. Ход истории делает их не музейными экспонатами, а живой тканью города, неотъемлемой частью имиджа и бренда региона. Кажется, что сам собор меняется вместе с окружающим пространством, продолжая быть неделимым с ним и храня гармонию места.

Современный вид площади и памятники архитектуры Омска вы можете увидеть, прогулявшись по нашему городу. Оставим еще лишь один кадр.
Ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).
В 1857 году на южной части площади появилось Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска (Короленко, 12). Руководил строительными работами архитектор Сибирского линейного казачьего полка Г.С.Вершинин. Трехэтажное здание выполнено также в стиле безордерного классицизма.
Открытка из Омска. Здание Общественного собрания
Классический стиль продолжал постепенно оформлять площадь, добиваясь гармонии пространства. В 1859-1860 годах на северо-западе площади было выстроено здание Общественного собрания (в настоящее время восстановлен фрагмент здания). Руководителем работ был омский городской архитектор титулярный советник Ф.Ф.Вагнер. В 1906 году классицизм приобрел барочно-рокайльную стилизацию, когда к сооружению был пристроен зал для концертов, помещения для электростанции и магазина с выходом на улицу.
Памятники архитектуры
создают бренд города Омска.
Их надо беречь!
Бывшая Суконная фабрика. Омск. Июнь 2019
Собор совсем рядом, но прячется среди листвы. Июнь 2019
А здесь расскажем о том, что происходило на площади почти 180 лет назад, когда Никольский казачий собор занял свое место. Отметим, что статус «собора» храм получил в 1916 году, а пока это Войсковая казачья церковь, которую так ждали сибирские казаки и все горожане.

В 1839 году деревянное здание Суконной фабрики сгорело и вместо него было построено каменное (пр. К.Маркса, 15). Архитектор Гассельман в 1843 году построил двухэтажный кирпичный корпус. Протяженное 80-метровое скромно декорированное здание ограничивает с востока Никольскую площадь. Это памятник архитектуры Омска весьма экономного классицизма.
Бывшее Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска. Июнь 2019
В 1879 году к двухэтажному зданию Сибирской военной гимназии (бывшее здание Войсковой канцелярии) были пристроены спальные и учебные корпуса, близкие по стилистике фасадов основному объему. Проект выполнил архитектор Э.И.Эзет.
В 1861-1862 году рядом с ним устремился к небу костел. Он встал аккурат между зданиями Общественного собрания и мечетью.  Проект римско-католического храма выполнил архитектор Г.С.Вершинин. В ансамбль площади врывается готический стиль - костел со стрельчатыми окнами и порталом, окном-розой на главном фасаде. Иконостас был выполнен пленными поляками, внутри установлен орган. В 1889 году появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом.
Никольская площадь. Омск, XIX век. Спальные и учебные корпуса уже пристроены
Костел. Омск, 1880-е гг. Фото И.Е. Кесслера
Эзет Эдуард (Евграф) Иванович (1838 — 1892) — городской архитектор Омска, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, городской голова. Окончил Императорскую академию художеств,  обладатель наград за «Проект глазной лечебницы в столичном городе», принимал участие в производстве дворцовых построек. Автор проектов: генплана Омска 1870  года, зданий спальных и учебных корпусов кадетского корпуса, каменных купеческих домов на Любинском проспекте, 1-й мужской и женской гимназии, фельдшерской школы и др.
Таким образом, к концу XIX века архитектурный ансамбль площади получил свой завершенный и уникальный вид.
Геометрия и гармония, лаконизм внешней отделки и простота, строгость и мягкость цветов — основополагающие принципы классицизма, выраженные в архитектуре, передавались жителям форштадта. Стилистика зданий и пространство площади, объединявшее промышленность и армию, благородное собрание и учебное заведение, православную церковь, католический храм и мечеть, - создало уникальный оазис, где каждый житель и гость Омска чувствовал себя дома вне зависимости от сословия и рода занятий, национальности и вероисповедания. Отсюда, из архитектурного решения площади, начинал складываться имидж и бренд региона, в котором в гармонии друг с другом живут люди разных народов и конфессий.
Бесценная реликвия,
почитаемая как икона, - Знамя Ермака -
хранилась в Никольском казачьем соборе.
Где-то она сейчас?
Открытое пространство площади уже очень давно превратилось в зеленую рощу в центре города, а сохранившиеся образцы классицизма стали памятниками архитектуры Омска федерального и регионального значения. Военные давно чеканят шаг на площади у Законодательного собрания Омской области, в учебных центрах и военных частях города. Органные вариации Баха звучат теперь на северном берегу Оми в Зале органной и камерной музыки, а песнь муллы доносится издалека, с 20-ой линии. Но колокольный звон Никольского казачьего собора по-прежнему очаровывает территорию бывшего Казачьего форштадта, не обращая внимания на шум машин и заставляя замереть на мгновение спешащих куда-то людей.

Очаровывает мелодией собор Казачий

Ты поднимешь голову на колокольню и зеленые купола, оглянешься на Омский кадетский корпус, обогнув здание концертного зала, отыщешь за лиственницами сохранившееся здание Войскового хозяйственного правления, перейдешь дорогу и будешь долго идти вдоль длинного каменного корпуса бывшей Суконной фабрики. И пока звучит колокольный звон Казачьего собора будет казаться, что там за спиной по-прежнему высятся минареты мечети и стрельчатые окна костела, а в здание Общественного собрания торопятся горожане на танцевальный вечер.
18 июня 2019 г.
Тест "Здание Омска"К статьям
При подготовке статьи о бренде города Омска были использованы материалы из открытых интернет-источников, а также литературы:
1) Православные храмы в культурно-историческом пространстве Омской области / С.А.Попов, А.В.Жидченко. - Омск, 2014
2) Лосунов А.М. Свято-Никольский казачий и крестовоздвиженский соборы г.Омска: из истории их строительства и приходской жизни. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева. - 2011 - №16
3) Свято-Никольский кафедральный войсковой казачий собор / автор-составитель С.В.Голубцов. - Омск: Омско-Тарская епархия.
4) Коновалов И.Л. Из истории основных объектов никольской площади казачьего форштадта. // Недбаевские исторические чтения / ред.сост. А.М.Лосунов и др. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2012
5) Чеснокова Л. Стилевые вариации Омского классицизма. // Регионы. Города. Ракурсы и параллели / Теоретические доклады I Всероссийской творческой лаборатории. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2010
6) Вепрев Н.С., Капицев И.В., Кологреев В.В. Греко-римские ордера в памятниках архитектуры г.Омска. // Регионы. Города. Ракурсы и параллели / Теоретические доклады II Всероссийской творческой лаборатории. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2011
7) Энциклопедия Омской области в 2 томах / под общ. ред. В.Н.Русакова. - Омск: Омское книжное издательство, 2010
8) Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий. / сост. П.П.Вибе. - Омск, 2000