vazik © 2019 г. Омск

omskind@yandex.ru

Никольский казачий собор — памятник архитектуры Омска

Архитектура городов непосредственным образом влияет на имидж и бренд регионов. Системы планировки и вариации стилей, архитектурные ансамбли и градостроительные концепции пространства,  природные ландшафты и мастерство зодчих создают уникальную атмосферу места, которая предопределяет развитие населенных пунктов и формирует образ мыслей жителей.

 

Какие-то места притягивают как магнит, какие-то заставляют действовать. Где-то чувствуется заводской ритм, а где-то беззаботность праздника. Куда-то хочется уехать в отпуск, а где-то удобно жить. Мы можем не понимать, почему складывается такое впечатление, но прогулявшись по улицам незнакомого города, обязательно делаем вывод. И часто он оказывается верным.

Архитектура — то самое впечатление, которым город знакомится со своим жителем или приезжим. То, что считывает мозг и отправляет в самое сердце. Архитектура — шанс влюбиться с первого взгляда и навсегда связать свою жизнь с каким-то местом.

 

Памятники архитектуры — символы Омска. И бренд города развивается, опираясь на эти произведения искусства, которые на протяжении многих лет были свидетелями и участниками событий, происходящих в городе. Одним из них является Никольский казачий собор.

 

Старейший уцелевший собор Омска, единственный сохранившийся войсковой храм. Место, до революции хранившее уникальную реликвию, Знамя Ермака. Церковь, в которой крестили Дмитрия Карбышева, Георгия Вяткина, Леонида Мартынова и других, творивших историю омичей.

Последовательно посмотрим, как появился этот символ Омска на карте города, и как складывался архитектурный ансамбль Казачьего форштадта.

Казачий форштадт до закладки храма в 1833 году

Форштадты на южном берегу Оми начали формироваться и расширяться с конца XVIII века. К этому времени Омская крепость получила статус города и за эспланадой уже недействующего первого военного укрепления была возведена Ильинская церковь.

 

Согласно «Генеральному плану Омской крепости» от 31 мая 1803 года Омск состоял из крепости и форштадтов. На северном берегу Оми вторую Омскую крепость окружали Мокринский, Вознесенский, Кадышевский и Бутырский форштадты, а также начавшие формироваться на севере Выползки. На другом берегу Оми расположилось всего два, но самых больших форштадта: Ильинский и Казачий.

 

Уже в начале XIX века войсковыми чинами подавалась идея постройки церкви для казачьего сословия. И немудрено. На тот момент в разрастающемся с каждым годом Омске стояло всего два каменных храма: Ильинская и Воскресенская церкви. К моменту закладки Никольской казачьей церкви на каждую из них приходилось по 3-4 тысяч горожан, плюс жители окрестных деревень.

 

Территория Казачьего форштадта преимущественно была застроена обывательским деревянными домами, которые регулярно страдали от городских пожаров и наводнений. Архитектурный ансамбль главной площади Казачьего форштадта, где сейчас стоит Свято-Никольский Казачий собор, начал складываться в 1822 году.

 

На пустом месте, поросшем кустарником, было построено первое крупное промышленное предприятие в Омске — деревянное здание Суконной фабрики. Длинный фабричный корпус ограничивал площадь с востока, а фасад сооружения образовывал улицу Артиллерийскую (ныне — часть пр. К.Маркса).

 

С запада в 1826 году появилось здание Войсковой канцелярии Сибирского казачьего войска. Почти сразу оно было передано училищу Сибирского линейного казачьего войска (ныне — Омский кадетский корпус), так как здание и флигели училища, располагавшиеся неподалеку, не могли вместить всех воспитанников. С тех пор из стен бывшего здания Войсковой канцелярии на протяжении уже почти 200 лет в большую жизнь выходят молодые люди с блестящим военным образованием и преданным служением Отечеству. А сам кадетский корпус является брендом города Омска и настоящим символом для тех юношей, кто мечтает продолжать вековые традиции защитников Родины.

Архитектор этого двухэтажного здания, являющегося первым образцом зрелого классицизма в Омске, доподлинно неизвестен. Стилевая завершенность здания с одинаково торжественным парадным и «дворовым» фасадом: шестиколонные ионические портики, фронтончики над окнами второго этажа. Здесь впервые горожане могли увидеть балкон-галерею, лепнину (сохранилась подлинная, выполнена омским лепщиком Зарубиным), портики. Попавшие внутрь могут любоваться чугунной литой лестницей опиравшейся на своды, 5-метровыми потолками и  анфиладной планировкой цоколя. Одностолпная палата в цоколе перекрыта сводами по принципу грановитой палаты Московского и Новгородского кремля (с 1 опорой в центре).

Классицизм — стиль, которому присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

Ампир — стиль, завершивший развитие классицизма.

На северо-востоке от площади в 1827 году началось строительство мечети. Жителей-мусульман в Омске было немного, но местоположение города и его ключевая роль по взаимоотношениям Российской Империи с киргизской степью предопределяло значительное число проезжих султанов, визитов почетных азиатцев, кочевников, съезжавшихся для торга, и длинные караваны купцов, исповедующих магометанскую веру, которые приезжали в Омск для решения самых разных вопросов, ведения дел, получения образования.

С 1822 года согласно утвержденному царским правительством «Уставу для управления Сибирскими киргизами» Омск выполнял функции по устройству и управлению киргизской средней ордой. Ходатайство о строительстве мечети, в которой могли помолиться приезжие гости, и дома, где могли с комфортом остановиться на ночлег родовитые азиаты, подал в январе 1824 года генерал-губернатор Западной Сибири П.М.Капцевич.

 

Проект омской мечети подготовил инженер-полковник С.А.Булыгин, переработав проект мечети в Петропавловске 1811 года тобольского архитектора А.М.Скородумова. В 1829 году строительство было завершено. Одноэтажное каменное монументальное здание в стиле классицизма с элементами мусульманской архитектуры было обнесено небольшими каменными столбами без решеток. 23 февраля 1831 года ее освятил прибывший из Семипалатинска ахун Ахмед Мухамедов. Красивое и значительное здание мечети укрепило имидж и бренд региона как открытого для конструктивного сотрудничества с южными соседями-кочевниками.

Решения архитекторов влияют на имидж и бренд региона. Авторский надзор необходим, чтобы получать то, что задумывалось.

Гесте Василий (Вильямс) Иванович (1761 (?) - 1832) — архитектор. Шотландец по происхождению. На русской службе с 1783 (1792). Губернский архитектор в Екатеринославе. Автор проектов чугунных мостов через р. Мойку в Санкт-Петербурге: Поцелуева, Зеленого, Красного, Синего. Городской архитектор Царского Села (1808-1832). Составитель генеральных планов и проектов реконструкций Москвы, Киева, Екатеринбурга, Омска, Томска, Якутска и других городов.

Таким образом, когда 24 апреля 1829 года временно командующий Сибирским казачьим войском полковник А.М.Лукин просил разрешения на сбор средств и постройку каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца на площади в центре Казачьего форштадта, сложилась следующая ситуация:

1) Фасадом казачья церковь будет смотреть на здание бывшей Войсковой канцелярии.

2) За казачьей церковью раскинулась Суконная фабрика.

3) На северо-востоке видны прямоугольные минареты мечети.

4) И по генеральному плану от 28.01.1829 года площадь отведена под застройку жилых домов, а весь Казачий форштадт разбит на мелкую сетку прямоугольных кварталов без широких улиц и площадей.

Все в стиле классицизм

Эти три строения: суконную фабрику, здание Войсковой канцелярии и мечеть, - должен был учитывать архитектор и составитель генерального плана 1829 года В.И. фон Гесте.

Как же символ Омска встал на свое место?

Сибирские казаки не пришли в восторг от того, что церковь будет стоять на окраине форштадта (сейчас - территория Казачьего рынка), и написали письмо Министру внутренних дел. Оттуда оно попало на стол Императору Николаю I. И вскоре войсковое начальство Сибирского казачества получило ответ, в результате которого в городскую планировку внесли изменения, и Омск получил архитектурное решение на века.

«...гораздо приличнее отдать площадь под церковь, чем под частные дома»

                                                                                                                     / Николай I /

Действительно, ведь имея все предпосылки для создания архитектурного ансамбля, площадь решала также чисто практические задачи. Здесь проводились построения, парады и учения Сибирского линейного казачьего войска. От площади начинались многочисленные улицы форштадта: Никольский проспект, Бригадная, Костельная, Войсковая и другие.

 

Сейчас можно любоваться только главной улицей Казачьего форштадта — Никольским проспектом (ныне - ул. Красных Зорь). Но на старых картах и в закоулках памяти еще можно найти загадочную Рабфаковскую, манящую Театральную или странную улицу Красных Орлов, которые упоминали в разговорах представители старшего поколения. Это они, те же самые Костельная, Войсковая и Бригадная, сменившие названия после революции.

13 мая 1833 года городовой архиерей С.Е.Татаринов заложил будущий храм, которому предстояло не только собрать воедино «разбросанные» по территории здания и стать доминантой площади, но и сделаться настоящим духовным центром Сибирского казачества.

 

Никольская войсковая казачья церковь была выполнена по проекту выдающегося архитектора В.П.Стасова. Рабочие чертежи выполнили инженер-полковник А.А.Лещев и губернский архитектор П.И.Параман.

Стасов Василий Петрович (1769-1848) — русский архитектор, мастер русского стиля, представитель ампира. По его проекту в Санкт-Петербурге построены: Спасо-Преображенский собор, Троицко-Измайловский собор, Нарвские триумфальные ворота, Московские триумфальные ворота, Павловские казармы на Марсовом поле, комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове, здание Императорского Царскосельского лицея. Провиантские склады в Москве.

Ее постройка — воплощение труда мастеров из различных губерний Российской Империи и добрая воля представителей всех сословий. Подряд на строительство получил крепостной крестьянин Нижегородской губернии Тарас Лысаков, и помещица Григорьева отпустила его в Омск на благое дело.

 

Купол расписал тобольский иконописец Ульян Пленин. По рисункам В.П.Стасова там появилось голубое небо с золотыми звездами и благословляющим Господом. Первоначально купол планировалось украсить лепным изображением облаков, но от этого отказались, так как конструкция была бы слишком тяжелой.

Иконостасы изготовлены к 1838 году мастером из Екатеринбурга Петром Батовым с товарищами. Отделку и золочение выполнил мещанин Алексей Дунин. Иконы написаны академиком исторической и портретной живописи М.И. Мягковым, преподававшим в Барнаульском горном училище. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Алексей Яковлев, а колокола были отлиты на Локтевском горном заводе.

 

Весной 1840 года произошло освящение двух приделов: южный в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, северный – во имя Великомученика и Победоносца Георгия. 16 сентября 1843 года освящен главный престол храма, посвященный святому Николаю Мирликийскому Чудотворцу.

Никольская казачья церковь поставлена в створе улицы Никольский проспект. Первоначально храм представлял собой камерное решение, выполненное в духе раннего русского классицизма. Некоторые элементы, которого восходили к стилю барокко (например, центральная паперть - нисходящие стенки, завершенные волютами). В 80-х годах XIX века здание церкви перестраивалось и приобрело более массивный, монументальный и парадный вид, который стал ближе к ампиру. Торжественность была вполне уместна, учитывая какую роль выполнял храм для Сибирского казачьего войска. В 1883 году сюда из Березова (Тобольская губерния) были передано Знамя Ермака, здесь же хранились знамена казачьих полков. Символ освоения Сибири, перевезенный в Омск, окончательно оформил бренд города как столицы Сибирского казачества. А легендарная святыня - Знамя Ермака - обязательно упоминалась на всех дореволюционных открытках из Омска с Никольской войсковой казачьей церковью.

Геометрия и подчеркнутость статических форм, логичность планировки и ясность пространственных решений – принципы классицизма воплощаются в архитектуре Никольской казачьей церкви. Правда, есть диссонанс, нарушающий математическую выверенность классического стиля. Посмотрите, как смотрят друг на друга главными фасадами храм и Омский кадетский корпус.

Никольский казачий собор - вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 метра, до креста – 33,4 метров. Над главным объемом собора возвышается кирпичный барабан с окнами и пониженным куполом, еще выше расположен декоративный купол. 4-х столпная трапезная с колокольней, портики тосканского ордера у входа и массивный фронтон, завершающий главный фасад. Толщина стен – 1 метр (4 кирпича). В теплой части храма был каменный пол, в холодной – чугунный.

Никольская площадь – классицизм и гармония

Казачья церковь, построенная в честь покровителя Сибирского казачества Святого Николая Чудотворца, дала название главной площади форштадта – Никольской площади. До этого она называлась Войсковой или попросту Казачьей площадью. Она, как и в XIX веке, ограничена теми же улицами, только сменившими свои названия: Артиллерийская (часть пр. К.Маркса), Русиновская (ул. Короленко), Атаманская (часть ул. Ленина), Новая (ул. Чкалова). И по именам сразу видна значимость площади и ее роль для Омска.

 

Конечно, тут теперь не плац для парадов, а уютный сквер. Но в том-то и прелесть профессиональных решений градостроителей и зодчих, что в изменяющихся городских реалиях они остаются органично вписанными в пространство города. Ход истории делает их не музейными экспонатами, а живой тканью города, неотъемлемой частью имиджа и бренда региона. Кажется, что сам собор меняется вместе с окружающим пространством, продолжая быть неделимым с ним и храня гармонию места.

 

Современный вид площади и памятники архитектуры Омска вы можете увидеть, прогулявшись по нашему городу. Оставим еще лишь один кадр.

А здесь расскажем о том, что происходило на площади почти 180 лет назад, когда Никольский казачий собор занял свое место. Отметим, что статус «собора» храм получил в 1916 году, а пока это Войсковая казачья церковь, которую так ждали сибирские казаки и все горожане.

 

В 1839 году деревянное здание Суконной фабрики сгорело и вместо него было построено каменное (пр. К.Маркса, 15). Архитектор Гассельман в 1843 году построил двухэтажный кирпичный корпус. Протяженное 80-метровое скромно декорированное здание ограничивает с востока Никольскую площадь. Это памятник архитектуры Омска весьма экономного классицизма.

В 1857 году на южной части площади появилось Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска (Короленко, 12). Руководил строительными работами архитектор Сибирского линейного казачьего полка Г.С.Вершинин. Трехэтажное здание выполнено также в стиле безордерного классицизма.

Памятники архитектуры создают бренд города Омска. Их надо беречь!

Ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).

 
 
 
 

Классический стиль продолжал постепенно оформлять площадь, добиваясь гармонии пространства. В 1859-1860 годах на северо-западе площади было выстроено здание Общественного собрания (в настоящее время восстановлен фрагмент здания). Руководителем работ был омский городской архитектор титулярный советник Ф.Ф.Вагнер. В 1906 году классицизм приобрел барочно-рокайльную стилизацию, когда к сооружению был пристроен зал для концертов, помещения для электростанции и магазина с выходом на улицу.

В 1861-1862 году рядом с ним устремился к небу костел. Он встал аккурат между зданиями Общественного собрания и мечетью.  Проект римско-католического храма выполнил архитектор Г.С.Вершинин. В ансамбль площади врывается готический стиль - костел со стрельчатыми окнами и порталом, окном-розой на главном фасаде. Иконостас был выполнен пленными поляками, внутри установлен орган. В 1889 году появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом.

В 1879 году к двухэтажному зданию Сибирской военной гимназии (бывшее здание Войсковой канцелярии) были пристроены спальные и учебные корпуса, близкие по стилистике фасадов основному объему. Проект выполнил архитектор Э.И.Эзет.

Эзет Эдуард (Евграф) Иванович (1838 — 1892) — городской архитектор Омска, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири, городской голова. Окончил Императорскую академию художеств,  обладатель наград за «Проект глазной лечебницы в столичном городе», принимал участие в производстве дворцовых построек. Автор проектов: генплана Омска 1870  года, зданий спальных и учебных корпусов кадетского корпуса, каменных купеческих домов на Любинском проспекте, 1-й мужской и женской гимназии, фельдшерской школы и др.

Бесценная реликвия,

почитаемая как икона, - Знамя Ермака - хранилась

в Никольском казачьем соборе.

Где-то она сейчас?

Таким образом, к концу XIX века архитектурный ансамбль площади получил свой завершенный и уникальный вид.

Геометрия и гармония, лаконизм внешней отделки и простота, строгость и мягкость цветов — основополагающие принципы классицизма, выраженные в архитектуре, передавались жителям форштадта. Стилистика зданий и пространство площади, объединявшее промышленность и армию, благородное собрание и учебное заведение, православную церковь, католический храм и мечеть, - создало уникальный оазис, где каждый житель и гость Омска чувствовал себя дома вне зависимости от сословия и рода занятий, национальности и вероисповедания. Отсюда, из архитектурного решения площади, начинал складываться имидж и бренд региона, в котором в гармонии друг с другом живут люди разных народов и конфессий.

Очаровывает мелодией собор Казачий

Открытое пространство площади уже очень давно превратилось в зеленую рощу в центре города, а сохранившиеся образцы классицизма стали памятниками архитектуры Омска федерального и регионального значения. Военные давно чеканят шаг на площади у Законодательного собрания Омской области, в учебных центрах и военных частях города. Органные вариации Баха звучат теперь на северном берегу Оми в Зале органной и камерной музыки, а песнь муллы доносится издалека, с 20-ой линии. Но колокольный звон Никольского казачьего собора по-прежнему очаровывает территорию бывшего Казачьего форштадта, не обращая внимания на шум машин и заставляя замереть на мгновение спешащих куда-то людей.

Ты поднимешь голову на колокольню и зеленые купола, оглянешься на Омский кадетский корпус, обогнув здание концертного зала, отыщешь за лиственницами сохранившееся здание Войскового хозяйственного правления, перейдешь дорогу и будешь долго идти вдоль длинного каменного корпуса бывшей Суконной фабрики. И пока звучит колокольный звон Казачьего собора будет казаться, что там за спиной по-прежнему высятся минареты мечети и стрельчатые окна костела, а в здание Общественного собрания торопятся горожане на танцевальный вечер.

18 июня 2019 г.

 
 

Вы можете оставить отзыв о статье под своим именем или как гость. Для этого напишите свой комментарий в поле и нажмите кнопку "Комментировать". В новом окне вам предложат войти через соцсеть или зарегистрироваться. Это необязательно. Нажав на поле "Имя", появятся дополнительные поля: "Электронная почта" и "Пароль". Их тоже игнорируем и ставим галочку рядом с надписью: "Оставить комментарий как гость". Нажимаем кнопку "Вход" - Ваш комментарий добавлен!

При подготовке статьи о бренде города Омска были использованы материалы из открытых интернет-источников, а также литературы:

1) Православные храмы в культурно-историческом пространстве Омской области / С.А.Попов, А.В.Жидченко. - Омск, 2014

2) Лосунов А.М. Свято-Никольский казачий и крестовоздвиженский соборы г.Омска: из истории их строительства и приходской жизни. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева. - 2011 - №16

3) Свято-Никольский кафедральный войсковой казачий собор / автор-составитель С.В.Голубцов. - Омск: Омско-Тарская епархия.

4) Коновалов И.Л. Из истории основных объектов никольской площади казачьего форштадта. // Недбаевские исторические чтения / ред.сост. А.М.Лосунов и др. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2012

5) Чеснокова Л. Стилевые вариации Омского классицизма. // Регионы. Города. Ракурсы и параллели / Теоретические доклады I Всероссийской творческой лаборатории. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2010

6) Вепрев Н.С., Капицев И.В., Кологреев В.В. Греко-римские ордера в памятниках архитектуры г.Омска. // Регионы. Города. Ракурсы и параллели / Теоретические доклады II Всероссийской творческой лаборатории. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2011

7) Энциклопедия Омской области в 2 томах / под общ. ред. В.Н.Русакова. - Омск: Омское книжное издательство, 2010

8) Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий. / сост. П.П.Вибе. - Омск, 2000

Узнали что-то новое? Поделитесь с хэштегом #брендОмска