vazik © 2019 г. Омск

omskind@yandex.ru

Народы Омской области — бренд региона!

Жители Омского Прииртышья, вы складываете в причудливую мозаику бренд Омской области!

Русские, казахи, украинцы, немцы, татары, армяне, белорусы, азербайджанцы, чуваши, узбеки, поляки, эстонцы, цыгане, евреи, киргизы, латыши, таджики, молдаване, мордва, грузины, башкиры, удмурты, китайцы, корейцы, чеченцы, марийцы, греки, коми, тувинцы, литовцы, коми-пермяки, лезгины, осетины, болгары, финны, аварцы, ингуши, буряты, туркмены, казаки, вьетнамцы, чехи, якуты, езиды, курды, турки, абхазы, калмыки, монголы, кумыки, даргинцы, алтайцы, хакасы, ханты, табасараны, сибирские татары, кабардинцы, карелы, румыны, уйгуры, чукчи, гагаузы, лакцы, рутульцы, арабы, венгры, манси, эвенки, ассирийцы, карачаевцы, персы, ненцы, балкарцы, латгальцы, цахуры, черкесы, ногайцы, шорцы, американцы, сербы, эскимосы, кумандинцы, агулы, словенцы, французы, каракалпаки, коряки, абазины, испанцы, нагайбаки, итальянцы, крымские татары, мордва-эрзя, русины, кубинцы, нанайцы, словаки, японцы, адыгейцы, нивхи, хемшилы, британцы, македонцы, мордва-мокша, селькупы, талыши, мергелы, дунгане, ительмены, камчадалы, кеты, нганасаны, поморы, удэгейцы, ульчи, эвены, юкагиры, алеуты, теленгиты, челканцы, афганцы, боснийцы, вепсы, аджарцы, долганы, кереки, орочи, памирцы, телеуты, удины, черногорцы, чеченцы-аккинцы, чуванцы, сету.

Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 года из 193 народов, определенных для учета, в Омской области зафиксированы представители 134 народов.

 

И Леонид Мартынов в своих «Воздушных фрегатах» вспоминает Омск 1910 года отнюдь не как место жительства только двух национальностей, о которых говорится в энциклопедическом словаре Ф.Павленкова.

«Омский уезд, жители русские и киргизы-кочевники. Да, конечно, я хорошо помню этих казахов, продававших кумыс на улицах и мясо на базарах, этих всадников в цветных малахаях на лисьем меху, этих наездниц на верблюдах — казашек в зеленых и фиолетовых бархатных шубах и в шапочках с перышками птиц. Но наряду с этими детьми природы я помню и торговавших на том же Казачьем базаре одетых в гоголевские свитки украинцев и кутающихся в сибирские тулупы рыжих немцев-колонистов. И помню разговоры о том, что масло лучше всего брать у латышей, а яйца у эстонцев. Эти воспоминания трудно согласуются с энциклопедическим словарем, утверждающим, что в эти годы вокруг Омска обитали только русские и казахи...

В начале двадцатого века с проведением железной дороги Зауралье быстро заполнялось переселенцами из Европейской России, с Украины, из западных районов, и вполне естественно, что Омск и его окрестности быстро меняли свой энциклопедический облик. И я с уверенностью могу сказать, что в том же 1910 году Омск представлял собой скопище людей не двух, но по крайней мере двенадцати национальностей».

Леонид Мартынов «Воздушные фрегаты»

Действительно детские воспоминания омича, ровесника первой русской революции, подтверждаются вполне научно. Согласно данным переписи 1920 года среди жителей Омского Прииртышья были представители 58 этносов. За XX век этническое многообразие выросло в два раза, сформировав почти неисчерпаемый потенциал для развития бренда Омской области в направлении этнического туризма. Неизменной остается четверка самых многочисленных народов региона: русские, украинцы, казахи, немцы. Меняются лишь проценты от общего числа жителей.

 

Омская область всегда была многонациональным регионом. Это, в общем, характерно для многих сибирских территорий. Здесь иноземцы и инородцы изначально не воспринимались как чужие. Ведь переселенцы попадали не только в совершенно незнакомые природно-климатические условия, но и сталкивались с доселе неведомым форматом этнических взаимодействий.

 

До того, как оказаться в Сибири, каждый народ имел опыт взаимодействия с русскими: и немец, и казах, и поляк, и сибирский татарин, и латыш, и китаец. Но никогда не жили бок о бок немец и казах, латыш и татарин, китаец и поляк. Поэтому здесь складывался совсем другой тип отношений, построенных прежде всего на взаимоотношениях: человек-человек. Суровые сибирские условия способствовали оценивать чуваша, эстонца, русского, телеута, киргиза, манси, еврея и представителя любого народа только как личность и в зависимости от этого определять свое к нему отношение. Иначе было не выжить, иначе здесь было не добиться успеха.

Каждый пятый брак в Омской области – смешанный.

Жители Омского Прииртышья с давних времен

Более 14 тысяч лет назад в эпоху палеолита территория современной Омской области начала заселяться людьми. На протяжении эпох потоки миграции шли с Алтая и южных степей, с Уральских гор, севера, юго-запада. Культуры и народы сменяли друг друга, оставляя после себя бесценные артефакты, которые будоражат умы современных археологов.

Не будем заглядывать так глубоко, а поговорим о народах Омской области с XVI века, когда экспедиция Ермака открыла сибирские земли и был основан город Тара (1594 год). Русские здесь бывали и раньше, торговые миссии новгородских купцов тянулись далеко за уральские горы навстречу азиатским и восточным караванам. Но с момента формирования тарского гарнизона начинается стабильный рост жителей Омского Прииртышья и складывание бренда региона как многонациональной территории. Помимо русских и украинских казаков в XVII веке здесь были военные специалисты – немцы, в полки регулярной службы зачислялись военнопленные: поляки, шведы, литовцы, немцы. Строителями Тары были выходцы из северных русских уездов. Для укрепления гарнизона прибывали стрельцы из Вологды, Нижнего Новгорода. Набеги воинственных кочевников с юга были существенной угрозой для татарского населения, жившего на севере региона по Таре и вниз по Иртышу и занимавшемся охотой, рыболовством и скотоводством. Только с основанием русских гарнизонов, острогов, крепостей, городов грабежи прекратились, и плательщики ясака могли чувствовать себя в безопасности.

Русские принесли земледелие местным жителям.

Второй этап увеличения численности населения пришелся на годы строительства Омской крепости. Ее первыми жителями стали выходцы из Устюга, Вятки, Перми, Тобольска, Тары, Тюмени, а также сбежавшие из своих аулов татары и казахи.

 

13 декабря 1760 года Императрица Елизавета Петровна издала указ о ссылке крепостных в рекруты в Сибирь. К тому времени уже были построены крепости Иртышской оборонительной линии, и они  испытывали острую нехватку населения. Теперь помещик, желавший строго наказать своего крепостного, мог отправить его в Сибирь. Однако было ограничение – зауральская ссылка ждала только здоровых мужчин возрастом до 45 лет. Приветствовалось, если барин отправлял их вместе с семьями и детьми.

Украинцы привезли с собой новые сельскохозяйственные культуры: тыквы, кабачки.

Здесь крепостные крестьяне находились с статусе посельщиков, были освобождены от уплаты податей и получали помощь. Те, кто мог справиться с тяжелыми условиями, своим трудом и умением создавал крепкое эффективное хозяйство постепенно переходил в статус государственных крестьян и получал волю, о которой у помещика в западной части России можно было только мечтать. Именно в этот период в Омскую область прибыла большая группа чувашей.

 

В 1770-х годах в наш регион были отправлены ссыльные запорожцы и польские конфедераты. На освободившиеся от джунгар земли через Омское Прииртышье стали прокладывать пути своих кочевок казахи, осели на новом месте башкиры.

Казахи научили использовать в хозяйстве овец и верблюдов.

В XIX веке в регион продолжали прибывать ссыльные: в 1803 году группа самых дерзких эстонских крестьян, восставших против барона Унгер-Штенберга, а в 1863 году поляки – участники Январского восстания 1863 года.

Поляки - кудесники-ремесленники.

Значительный прирост населения из разных регионов России, где ощущалась нехватка земли, произошел в 1840-х годах. Крестьяне переезжали по реформе государственной деревни П.Д.Киселева. «Киселевские» крестьяне селились в Муромцевском, Крутинском, Тюкалинском районах, мордва обосновалась на реке Тара. Несколько позже  в Тарском уезде обосновались коми, зыряне-пермяки, прибывшие из Пермской и Вятской губерний.

 

После принятия в 1881 году положения «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», предполагавшего переселение за государственный счет, и дальнейшая Столыпинская аграрная реформа способствовали массовому переезду тех, кто был готов своими руками ковать свое счастье на свободных просторных землях Сибири. Бренд региона, где все зависит не от твоего происхождения, а только от тебя самого, манил самых умелых, крепких, смелых мужчин, которые везли свои семьи подальше от безземелья, голода и помещичьих нравов.

 

Естественно, выбирая место для будущей жизни, народы старались сохранить привычные для себя ландшафты. На территории Омской области находится несколько природно-климатических зон - в этом кроется секрет многонациональности региона и перспективы создания успешного туристического бренда.

Таежные районы заселяли белорусы, эстонцы, литовцы, латыши.

Таежные и лесостепные зоны: поляки, финны, чуваши, марийцы.

Лесостепь и степь: немцы, украинцы, молдаване, мордва.

Еще до революции значительная часть казахов перешла к оседлому образу жизни, так как за счет существенного притока крестьянского населения из западных губерний и заселения территории Омского Прииртышья, резко сократились кочевые угодья.

У немцев дом и все хозяйственные постройки под одной крышей.

В конце XIX-начале XX века и в годы Великой Отечественной Войны в Омской области появились немцы из Поволжья и Украины. В 1930-40-х гг. – финны, западные украинцы, молдаване, эстонцы, латыши, эстонцы, калмыки, литовцы. В 1950-е на освоение целинных земель ехали комсомольские отряды со всего Советского Союза. После распада СССР и нестабильности на некоторых территориях бывших советских республик в Сибирь, которая тепло принимает каждого, кто хочет жить в мире и согласии, приехали армяне, азербайджане, узбеки, киргизы, таджики, с 2014 года – украинцы.

 

Так палитра многонационального региона приобретала все новые и новые краски, а бренд Омской области обогащался культурой разных народов, диалектическим разнообразием языков и наречий, физическим типом населения.

 

Вернемся к данным Всероссийской переписи населения 2010 года. В Омске доля русских выше, чем в среднем по России на 3,5%. Среди указавших национальную принадлежность горожан доля русского населения в Омске 88,7%, общероссийский показатель 85,2%. И это совсем не противоречит многонациональности региона, а лишний раз подчеркивает особенности сибирской семьи, в которой течет кровь разных народов. Кем еще может быть дочь украинца и латышки, башкира и немки, сын гагауза и полячки, казаха и русской? Скорее всего они будут русскими. А во втором-третьем поколении? Да, они точно будут русскими! Точно также как потомки первых переселенцев и местных жителей Омского Прииртышья появлялись на свет с новым типом социального самочувствия, так и современные дети вбирают в себя красоту и силу народов, проживающих в Омской области. Вглядитесь в их лица…

 

Ищи туристический бренд многонационального региона в деревне

Развивая бренд Омской области, стоит обратить внимание на национальные деревни и очаги традиционной культуры, которые как сокровища рассыпаны по нашей области. Давайте только слегка приоткроем эту шкатулку.

 

Где как ни в Азовском немецком национальном районе изучать быт и культуру немцев в Сибири. При этом обязательно надо заехать в село Александровка. Это одно из старейших немецких поселений в Сибири. Основанное в 1893 году переселенцами из Саратовской и Самарской губерний, оно и сейчас бережно хранит имена первых своих жителей. Четыре аккуратные улицы сразу напоминают о немецком порядке и методичности, а сельский историко-краеведческий музей носит имя своего создателя — Александра Карловича Вормсбехера, учителя, краеведа и художника. Три зала, в которых собрано около 1400 экспонатов. Среди них: библия XIX века, дореволюционная мебель, кухонная утварь, архивные документы и учебник немецкого языка, на котором велось обучение детей в  в начале XX века. До 1935 года в школе преподавали только на немецком языке и до сих пор средняя общеобразовательная школа является одним из центров, через который передается традиционная культура российских немцев. Изучение немецкого языка как родного, обычаи и традиции народа не прекращались в селе ни в какие годы. По учебникам Э.П.Обгольц и Э.А.Кноль из Александровки сейчас изучают немецкий язык как родной дети во многих школах России.

Деревня Бобровка (Тарский район) — национальная деревня латышей, основанная в 1897 году. Это уникальный туристический бренд региона, который очень хорошо знают в Латвии. Одна улица, несколько десятков дворов и каждый говорит на латышском! А еще единственный в России этнографический музей, самое крупное поселение латышей в нашей стране и место, где фольклор, национальные гуляния не ради денег и потехи публики, а вполне обычный образ жизни семей. Здесь бесполезно рассказывать — надо видеть своими глазами! Для этого лучшее время 23-24 июня (традиционный латышский праздник «Лиго») и 24-25 декабря («Зиемассвэтки»). Но в любой другой день вам будут рады как местные жители, так и волшебная сибирская тайга, которая окружает деревню.

Уж раз мы на севере Омской области, то от прибалтийского колорита перенесемся в места, где живут сибирские татары. Здесь в Тевризском и Усть-Ишимском районах сохранились десятки населенных пунктов, исторически заселенные татарами. Бренд Омской области активно развивают центры народной культуры, успешно взаимодействуя с татарами Поволжья, других регионов России и стран. В деревнях с размахом празднуют «Сабантуй», фольклорные ансамбли становятся лауреатами фестивалей и конкурсов, но самое главное — сохраняется и передается детям историко-культурное наследие татар Омской области.

Из изумрудной сибирской тайги перенесемся на юг Омского региона. Сюда, где раскрывает свои объятия бескрайняя, золотая степь. Именно здесь в Нововаршавке, Русской Поляне, Павлоградке вы найдете народные центры, объединения, творческие коллективы или образцовые ансамбли казахской культуры. А если вам доведется побывать в гостях у казахской семьи, то вы обязательно отведаете баурсаки, семь-восемь раз наполните пиалы ароматным чаем или попробуете кумыс и обязательно уйдете с гостинцами.

 

Деревня Ковалево (Калачинский район) — деревня, где каждый третий житель эстонец, а еще на 338 человек представители 14 национальностей, которые принадлежат к четырем языковым семьям. Здесь праздники отмечают все вместе, а песня может звучать одновременно на эстонском, русском, казахском, латышском и татарском языках. Может быть, это место стоит сделать туристическим брендом для иностранцев да и жителей России, чтобы учиться наконец не толерантности, а совместной счастливой жизни.

анг. Tolerance – 1. терпимость;

2. способность переносить или выдерживать что-либо;

3. фин., тех. допустимое отклонение

А вот чтобы узнать все о традиционном быте сибирской деревни, ее народных промыслах и ремеслах, нужно ехать в музей-заповедник настоящей «живой истории» в Большеречье. «Старина Сибирская» представляет собой архитектурно-этнографический комплекс объектов и экспозиционных зон, где собрано более 15 тысяч музейных предметов. Здесь можно погрузиться в быт и культуру населения конца XIX-начала XX века, примерить русский национальный костюм, узнать традиции русского чаепития и многое другое. В поселок Большеречье вообще нужно ехать на несколько дней. Раз уж вы оказались здесь, более чем за 150 км от областного центра, то стоит посетить:

- урочище Батаково с его древними стоянками, курганами и археологическими памятниками разных эпох;

- единственный в России сельский зоопарк;

- картинную галерею;

- краеведческий музей.

Бренд региона заложен в самих жителях Омского Прииртышья. Здесь лишь маленькие примеры, которые как жемчужины рассыпаны по всей Омской области. А про национальные объединения в Омске можно говорить бесконечно. Придите на любой городской праздник, там обязательно будут широко представлены народы Омской области, как среди участников, так и среди зрителей.

Омск изначально формировался как многонациональный регион. И с первых дней жизни в Сибири было важно, чтобы твой сосед был не определенной национальности, а нормальным человеком. Давайте лишь вспомним, как выглядела Казачья площадь до революции. По ней одной можно понять, как Омск оберегал сокровища представителей каждой национальности, преумножая и с каждым днем усложняя свой этнический код.

 

Песнь муллы лилась сквозь колокольный звон, вплетаясь в звуки органа и чеканный шаг военных, марширующих на площади - эти звуки соединялись в одну мелодию, которая и по сей день звучит в местных жителях. 

Внимание!

Если вы живете в населенном пункте Омской области с численностью менее 500 человек, хотите рассказать о нем и у вас есть интересная программа для туристов, напишите нам на почту omskind@yandex.ru. Мы постараемся разместить информацию на сайте и помочь в развитии вашего туристического бренда.

10 июля 2019 г.

Вы можете оставить отзыв о статье под своим именем или как гость. Для этого напишите свой комментарий в поле и нажмите кнопку "Комментировать". В новом окне вам предложат войти через соцсеть или зарегистрироваться. Это необязательно. Нажав на поле "Имя", появятся дополнительные поля: "Электронная почта" и "Пароль". Их тоже игнорируем и ставим галочку рядом с надписью: "Оставить комментарий как гость". Нажимаем кнопку "Вход" - Ваш комментарий добавлен!

При подготовке статьи о бренде Омской области были использованы материалы из открытых интернет-источников, а также литературы:

  1. Народы Омской области / отв. Ред. И.А.Селезнева, Т.Б.Смирнова. – Омск: Омская картографическая фабрика, 2018.

  2. Волощенко Г.Г. Быт и досуг семьи сибирского региона. // Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / отв.ред. Г.Г.Волощенко, Н.А.Томилов. – Омск: Издательство ОмГПУ, Издательский дом «Наука», 2008.

  3. Культура Омского Прииртышья: Бат и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.

  4. Омская область на пороге тысячелетий: политика, экономика, культура. / под общ.ред. С.В.Новикова, Р.А.Рияновой – Омск: Издательство ОмГАУ, 2003.

  5. Смирнова Т.Б. Современные этнические процессы в Западной Сибири. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.

  6. Куроедов М.В. История Омского района. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2003.

  7. Томилов Н.А. История и динамика развития межнациональных отношений в Омской области. // Состояние и перспективы развития межнациональных отношений в Омской области. Информационный бюллетень №16. – Омск, 1993.

  8. Колесников А.Д. О национальном составе населения. // Материалы к третьему научному совещанию географов Сибири и Дальнего Востока. Выпуск I. – Омск: Западно-Сибирское книжное издательство. Омское отделение, 1966.

  9. Жигунова М.А., Коптяева Е.А. Национально-смешанные браки как вариация этнокультурной идентичности. // Вестник Томского государственного университета. История. №5 — Томск, 2016.

  10. Солодовникова Ю.Р. Краеведение. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2007.

  11. Юнаковская А. Человек и его деятельность в Сибири (конец XVI-XVIII вв.): Опыт составления исторического лингвокультурологического словаря. - Вроцлав, 2014.

  12. Энциклопедия Омской области в 2 томах / под общ. ред. В.Н.Русакова. - Омск: Омское книжное издательство, 2010

Узнали что-то новое? Поделитесь с хэштегом #брендОмска